О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

По новой схеме

   На вопросы нашего корреспондента о плюсах и минусах работы новой схемы движения общественного транспорта ответил начальник управления транспорта и связи администрации Сочи Алексей СМАГЛЮК.

   — Алексей Владимирович, как известно, в качестве разработчика новой схемы движения общественного транспорта в Сочи была выбрана австрийская компания «SMC». Почему?
   — Во-первых, австрийские специалисты изначально участвовали в разработке логистики движения общественного транспорта нашего города в ходе его выдвижения в качестве столицы зимних Олимпийских Игр-2014. Во-вторых, у них уже наработан большой опыт в этом отношении: специалисты именно этой компании участвовали в подготовке и организации данного сегмента в других олимпийских столицах. Причем, у нас они работали несколько лет. Да, ранее у нас застройка велась несколько хаотично, соответственно так же строилось и движение общественного автотранспорта. Прислушивались и к мнению многочисленных групп жителей, и к пожеланиям перевозчиков. Неудивительно, что на многих маршрутах происходило дублирование, а сама схема была достаточно хаотична. Безусловно, наш город географически — уникальный: мало того, что он — один из самых протяженных в мире, к тому же, в него входят десятки сельских поселений. Поэтому совместить транспортное обслуживание непосредственно горожан, гостей-курортников и жителей сел и аулов — задача не из простых. Было проработано несколько этапов внедрения новой маршрутной сети, последний — увязка ее с работой железнодорожного транспорта. Ранее маршруты формировались без учета экономической составляющей, порой выхватывались просто определенные участки на коротком «плече», например, «Форелевое хозяйство — Кудепста».
   — Чем руководствовались австрийские специалисты, разрабатывая свою схему для Сочи?
   — Таких параметров достаточно много. Например, специалисты «SMC» предупредили, что населенные пункты с количеством жителей менее тысячи человек они не рассматривают в плане доступности общественного транспорта. Доставка детей в школы — отдельно решаемая проблема. В целом — это западная, экономически оправданная модель.
   — И какой же выход? Как быть живущим там людям?
   — Во-первых, у большинства из них наверняка есть личный транспорт. Во-вторых, если специалисты признают такие маршруты социально направленными и заведомо убыточными, то будет принято решение об их отдельном субсидировании. Кстати, в тех же Соединенных Штатах во многих городах, даже с населением в 40-50 тысяч человек, нет общественного транспорта.
   — Ну, конечно, там же автомобиль — не роскошь, а средство передвижения…
   — Американцы делают просто: они вычисляют процентное соотношение количества личного транспорта и населения. Исходя из этого, делают потом выводы. Как мы уже поняли, есть два пути: экономический и социальный. Поэтому, если мы хотим достигнуть экономического эффекта и заявить, что у нас общественный транспорт абсолютно рентабельный, то значит, мы не решим проблему транспортной доступности малых сел.
   — Так, может быть, нужно совместить эти два пути…
   — Это мы и пытаемся сделать. Поэтому отклонили кардинальные меры, предложенные австрийскими специалистами, оставить чуть более 250 автобусов и 40-45 маршрутов. Ранее у нас было порядка 200 маршрутов с учетом социальных. Теперь — 120, это оптимальный вариант.
   — Но ведь австрийские города, где специалисты «SMC» внедряли когда-то свои наработки, абсолютно не схожи с Сочи: они компактны и избавлены от такого понятия как «сельская местность».
   — Поэтому мы и учитываем только лучшие их предложения. Кстати, во главу угла они ставили не только экономический эффект, но и такой критерий, как время доставки пассажиров из одной точки в другую, независимо от количества пересадок. Ранее зачастую у нас маршрутная сеть строилась по принципу «от подъезда до рабочего места», «с работы до места отдыха» и оттуда — опять домой. В итоге автобус практически выполнял функцию такси.
   — А что, сегодня, с учетом наших пробок, можно всерьез говорить о скорости доставки пассажиров?
   — Вы правильно сказали — «сегодня». Но ведь будет еще и «завтра». Вводятся новые транспортные развязки и обводящие трассы, ремонтируются и расширяются (где это возможно) дороги. Все это уже сказывается на улучшении ситуации в целом. В таком объеме и такими темпами транспортная инфраструктура Сочи никогда не модернизировалась. Это огромная работа, она реализовывается и скоро будет завершена. И введение новой схемы движения общественного транспорта — один из этапов реализации всей этой программы. Учтите: ни один город — ни в России, ни за рубежом — не развивался с такой скоростью, как Сочи. В той же Австрии реорганизация транспортной сети проходила в течение 5-7 лет. Все вводилось постепенно. Поэтому и не вызвало активного общественного резонанса, социального напряжения и неприятия среди жителей. Революция и эволюция — как говорится, почувствуйте разницу.
   — Сказалась у нас, наверное, и определенная хаотичность городской застройки в последние лет десять.
   — Безусловно. Формирование микрорайонов без транспортной доступности имело место. Не случайно Анатолий Николаевич Пахомов так часто подчеркивает необходимость создания парковок и развития улично-дорожной сети. Представьте себе такую ситуацию. Например, на Барановке вырастает на месте дачного домика многоэтажная высотка. Люди покупают там квартиры, переезжают жить и спрашивают потом: добираться-то сюда как? И таких примеров немало. Значит, нужно изначально об этом думать всем. И в неменьшей степени — самим новоселам.
   Что же касается разработок австрийцев, то еще раз хочу заметить: они подошли к изучению проблемы основательно, привлекли специалистов других ведущих европейских научных центров и подтвердили, в основном, выводы, которые мы сами сделали ранее. А почему этим занималась «SMC», я уже говорил. Именно эта компания была генеральным подрядчиком еще при разработке объединенного операционного транспортного мастер-плана Сочи на период Олимпийских игр. Поэтому было вполне логично, что ей же поручили и решение проблемы движения в городе общественного транспорта. Логистика — «конек» «SMC».
   — И насколько, например, в процентном отношении пригодились вам предложения австрийцев?
   — Практически 80-90 процентов их предложений мы уже использовали и будем продолжать реализовывать. Эффективность их наработок внушительна. Они, повторюсь, укрепили и подтвердили нашу позицию своим авторитетным мнением. Кстати, внедрение этой новой схемы практически не затронуло Лазаревский район.
   — Как совмещается эта схема с движением электропоездов?
   — Это один из самых серьезных моментов. Железная дорога у нас тянется вдоль всего побережья. В прежние времена от Магри до Псоу было порядка тридцати платформ. Большая часть из них уже не просто восстановлена, но и модернизирована. И работа эта продолжается. Электрички будут ходить современные, последнего поколения, движение станет чаще, а расписание составлено, в первую очередь, в интересах пассажиров. А значит, у людей появится выбор средства передвижения. В этом один из важнейших моментов организации схемы интермодальных перевозок.
   — А как в эту схему вписывается «морское такси»? Когда-то ведь теплоходы, точнее катера, курсировали вдоль всего побережья Сочи, составляя реальную конкуренцию автобусам, особенно летом. Куда приятнее прокатиться по морю со свежим ветерком, чем задыхаться в душном переполненном салоне маршрутки.
   — Вы сами совершенно правильно определили этот вид транспорта — «морское такси». Катера, в основном, выполняют ныне прогулочную, экскурсионную функцию. В качестве пассажирского транспорта они задействованы на относительно дальних рейсах вдоль побережья края или в Абхазию. А в черте города могут действовать более мелкие морские транспортные средства, движение которых во многом зависит от погодных условий. Но это совсем не значит, что не будет восстанавливаться сеть портопунктов: она не только восстанавливается, но и расширяется и модернизируется.
   — Чем, в основном, были недовольны сочинцы, столкнувшись с новой схемой движения общественного транспорта?
   — Ни одна реорганизация не проходит безболезненно. И у нас есть тому примеры. Например, ныне отменены маршруты с улицы Нижнеимеретинской в четвертую горбольницу или туда же из Адлерского чайсовхоза. И это вполне логично: можно на пальцах одной руки подсчитать количество людей, которые ежедневно ездили по этим маршрутам с одной конечной остановки до другой. Но недовольные все равно появились. Скажу одно: с учетом объема реорганизации количество жалоб несопоставимо мало. Если бы это было настолько критично или сделано абсолютно неправильно, поверьте, волна возмущения обрела бы другой «формат».
   — Большинство таких маршрутов теперь заканчивается на автовокзале. И уже оттуда можно добираться в любую точку на внутрирайонном маршруте.
   — Вы совершенно правильно уловили логику интермодальной системы. Заключается она в сведении основных маршрутов к вокзалу. Например, «Вокзал — Хоста», «Вокзал — Мацеста», «Вокзал — Адлер»… Есть и кольцевые маршруты, которые охватывают населенные пункты, двигаясь по кругу. Например, маршруты № 17, 60, 63… Будет № 18. Все почему-то молчат о том, что у нас появились маршруты по Красной Поляне или «Хоста — Кудепста — Адлер». Молчат и о том, что на ряде маршрутов, например в микрорайоне Ахун, цены снижены до 16 рублей, и пассажиры могут теперь пользоваться льготными проездными билетами.
   — В ходе внедрения новой схемы, очевидно, уменьшилось и количество перевозчиков.
   — Оно уменьшалось постепенно. Например, за последние три года сократилось с 16 до 10, из них на сегодня два муниципальные, остальные — коммерческие. Кстати, вы знаете, что у нас в Сочи уровень компенсации носит беспрецедентный характер. Таких объемов нет нигде в Краснодарском крае.
   — И последний вопрос. На сегодня, как я понял, новая схема заработала процентов на 90. Она еще обкатывается, будет дорабатываться или уже жестко введена в действие?
   — В любом случае это — живой организм. У нас появляются новые микрорайоны, новые развязки… Мы еще не ввели часть запланированных маршрутов, например, № 18, который пойдет по улицам Орджоникидзе и Черноморской. Этому мешает пока продолжающийся ремонт дорог. Такая же ситуация в Адлере, где еще не завершено строительство развязки в микрорайоне Голубые Дали. Словом, работа продолжается. И проводится она во благо всех сочинцев. А то, что есть недовольные, так это было и будет всегда. Помните, в канун Олимпиады в Москве на экраны вышел мультфильм, где все герои, кроме бабы Яги, были за проведение Игр. Он так, по-моему, и назывался «Баба Яга против». Но это же не значит, что нам не нужно двигаться вперед и уже сегодня строить свое завтра.

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT