О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЦЕНА «привоза»

   «Женщина, вы крайняя?» — «Да, я только отойду, за рыбкой сбегаю, сейчас вернусь…» Над ярмаркой «Привоз», что на Ареде, несмотря на раннее утро, — людской гомон. Местные жители давно уже привыкли к тому, что буквально в двух шагах от их домов, в удобном месте — как теперь говорят, «в шаговой доступности», вот уже не первый год каждые пятницу-субботу-воскресенье щедрыми дарами кубанской земли их радует ярмарка.

   Идея организации таких «привозов» возникла давно. Лет десять назад, в качестве эксперимента, они появились в сочинских спальных микрорайонах и очень скоро незаметно исчезли. Любая, даже самая хорошая идея без административной поддержки, без «крепкого плеча» местной власти может так и не встать на ноги. Тем более когда это касается таких непростых, трудно организуемых проектов, как ярмарки «Привоз». Проблем и сложностей здесь немало. Впрочем, обо всем по порядку.
   В то недавнее октябрьское утро на «Привозе», что в Завокзальном микрорайоне, обстановка была немного напряженная и (если это применимо к ярмарке) торжественная: чистота, аккуратные ценники, благожелательные продавцы, красиво выложенный товар… Шила, как говорится, в мешке не утаишь: «в гости» ждали мэра. Глава города часто проводит такие инспекционные проверки, и сочинцы к этому уже привыкли.
   Первым делом Анатолий Пахомов остановился у павильона, где торгуют картофелем. Да, цена в 28 рублей ниже, чем на других городских рынках. Однако и она все равно завышена. Мэр тут же объяснил столпившимся вокруг покупателям и, в первую очередь, продавцам, как в таком случае власть будет вести политику снижения стоимости картофеля.
   «Я связывался с мэром Омска, — сообщил А. Пахомов, — и он сказал, что мы может взять у них дешевый картофель, рублей по десять. Хотя отпускная цена — пятнадцать. Плюс пять рублей доставка. По двадцать рублей мы и должны им торговать».
   Вот классический пример того, как власть может и должна влиять на цены даже при рыночных условиях. Поэтому когда мы слышим в ответ на наше возмущение о завышенных ценах, что, мол, сегодня — рынок и у нас «руки связаны», означает это только одно: чиновник сам ничего не хочет делать.
   Кто сегодня стоит за прилавками «привозов»: реальные кубанские производители или местные перекупщики? Многие сочинцы уверены, что тех, кто на самом деле вырастил продукцию своими руками, просто выживают с ярмарок. Анатолий Пахомов объяснил и эту ситуацию. «Получается так, что ряду товаропроизводителей к нам далековато ездить, а значит, торговать в течение нескольких дней невыгодно. Поэтому они нашли в Сочи своих реализаторов, дали им торговые места. Но самое главное: цены, которые мы рекомендуем, выполняются».
   Все это позволяет сделать четкий и однозначный вывод: именно «привозы» позволяют сдерживать цены на продукты питания и на остальных городских рынках. Такая, скажем образно, «товарная интервенция» уже дала свой результат: цены на основные продукты питания в Сочи теперь мало чем отличаются от их рыночной стоимости в краевой столице. И это притом, что сегодня у нас практически отсутствует своя местная база производства, например, овощной продукции.
   «Это безусловно так, — соглашается начальник управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Сочи Алексей Дворницкий. — Сегодня «привозы» во многом закрывают эту нишу. Всего у нас в Сочи организовано десять таких ярмарок во всех районах, кроме Адлерского. Не исключено, что появится такой «привоз» и там, но пока основные силы, естественно, брошены на подготовку к Олимпиаде. Руководит работой «привозов» муниципальный сельскохозяйственный информационно-консультативный центр. Кстати, подобная система организации «привозов» выходного дня давно действует по всей стране, и даже в Москве».
   Казалось бы, серьезную конкуренцию «привозам» могли бы составить гипер- и супермаркеты, которых в Сочи с каждым годом становится все больше. Однако специалисты, да и сама жизнь, доказывают, что это далеко не так. Во-первых, «привозы», как правило, размещены в спальных микрорайонах и добраться до них куда легче, чем даже до ближайшего «гипера». На «привозе» можно и поторговаться, и выбрать продукты, покопавшись в них. Наконец, у многих постоянных покупателей на своих «привозах» даже есть «свои» продавцы, с которыми и «за жизнь» поговорить можно. И самое главное: эти ярмарки несут большую социальную нагрузку. «Привозы» нужны — таково мнение большинства сочинских пенсионеров, многодетных семей и вообще людей, чей заработок, увы, позволяет не жить, а выживать.
   «Я очень довольна нашей ярмаркой, — говорит жительница улицы Пятигорской Ирина Чолокян. — Во-первых, недалеко от дома. Во-вторых, продукты всегда свежие, цены невысокие. Все это тем более важно в ситуации, когда главный наш сочинский рынок из-за ведущейся там стройки наполовину урезан».
   Ярмарки «Привоз» стали уже привычным кусочком жизни для сочинцев. Закупают здесь продукты на неделю вперед. Да и со знакомыми где еще можно встретиться? Поэтому, когда я поинтересовался в управлении сельского хозяйства мэрии, не будут ли закрывать «привозы», например, в микрорайоне Макаренко, начальник управления А. Дворницкий лишь недоуменно пожал плечами: а зачем? «Привозы» нужны. Но это совсем не значит, что там за порядком не надо следить.

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT