О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЖКХ: НОВЫЕ ТАРИФЫ, НОВЫЕ ПРАВИЛА

   1 сентября вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг. Правительством РФ они были приняты еще в мае этого года, и большинство управляющих компаний, предприятий жилищно-коммунальной отрасли и ответственных учреждений к нововведениям готовы. Однако вопросов по «новинкам» много. Все-таки некоторые изменения вносят существенные коррективы во взаимоотношения поставщиков и потребителей услуг, а главное, уже с 1 сентября нам приходят новые платежки. Начальник правового управления администрации г. Сочи Алексей ЩЕДРИН и директор департамента городского хозяйства администрации г. Сочи Елена РОМАНОВА разъяснили, чего же ожидать жителям Сочи от новых правил.

   Все на счетчик
   Алексей ЩЕДРИН, начальник правового управления администрации г. Сочи:
   — Новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам во многом повторяют предыдущие, утвержденные правительством РФ в 2006 году. Существенные изменения они претерпели в части регулирования порядка расчетов. Новый порядок позволяет более справедливо распределять платежи между потребителями услуг и предприятиями жилищно-коммунальной сферы.
   Принципиально изменился порядок расчета оплаты услуг, предоставленных непосредственно в жилом помещении и на общедомовые нужды. В старых правилах они не только не выделялись отдельной графой, даже формул для их расчета не было.
   Теперь собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах оплачивают услуги «внутриквартирные» и потребляемые в процессе использования общего имущества. С 1 сентября в платежных документах суммы этих оплат выделены отдельно.
   Порядок расчета коммунальных услуг, потребляемых в жилых помещениях, практически не изменился.

   Елена РОМАНОВА, директор департамента городского хозяйства администрации г. Сочи:
   — Новые правила устанавливают отдельный порядок расчетов по каждому виду коммунальных услуг на общедомовые нужды. К этим услугам относятся горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и отопление.
   Оплата будет сильно зависеть от двух факторов: установлены ли счетчики услуг в жилом помещении и коллективный общедомовой прибор учета. Сейчас есть возможность устанавливать счетчики не только на воду, свет, но и на теплоснабжение и газ.
   Если есть общедомовой счетчик и приборы учета в каждой квартире, то плата за пользование общедомовыми услугами вычисляется просто: она высчитывается из разницы между показаниями общедомового прибора учета и суммы индивидуальных счетчиков. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
   Если только часть квартир оснащена приборами учета, то для расчета платы для тех, у кого установлены счетчики, используется реально потребленный объем услуги, а для не оборудованных счетчиками квартир — норматив потребления. Если в доме установлен коллективный прибор учета коммунальной услуги, то плата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор отсутствует, то в основу расчета будет также положен норматив потребления, и ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом, а конечный потребитель обязан будет вносить ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое помещение.
   Сейчас многие опасаются, что неплатежи вырастут, так как новый порядок начисления, помимо роста тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, увеличит нагрузку на плательщиков. Неверно считать, что от этого увеличится сумма в платежках. По сути, сумма, вообще не изменится. Только расчеты станут честнее: все жители дома будут платить за общедомовое потребление, а не только те, у кого установлены индивидуальные приборы учета. Эта схема, прежде всего, выгодна добросовестным плательщикам, использующим приборы учета.

   В отключку
   Алексей ЩЕДРИН:
   — В соответствии с новыми правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.
   По старым правилам, исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая шесть месячных размеров платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения.
   Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность. Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа. Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, даже если у потребителя установлен прибор учета, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления. Эта норма сохранилась из старых правил.
   По новым правилам, если потребитель оплачивает коммунальные услуги не полностью, а частично, то исполнитель — управляющие компании — обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно и распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый вид.

   Елена РОМАНОВА:
   — Существенно сокращен срок неоплаты услуг, после которого возможно ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг потребителю. Если ранее поставщик коммунальных услуг мог ограничить потребление только в случае, если срок неполной оплаты составлял более шести ежемесячных размеров оплаты, то теперь срок просрочки и неполной оплаты коммунальных услуг, в том числе и по оплате одной коммунальной услуги, сократили до трех ежемесячных размеров оплаты.
   К сожалению, такая вынужденная мера как отключения — самый эффективный способ взыскания задолженности. Следует осознать, что управляющие компании — не кредитные организации. При этом зачастую долги — не финансовая проблема семьи, а банальная лень. Жители думают, что проще не платить каждый месяц, а закрыть весь долг раз в году. Но ведь услугами люди пользуются постоянно, и УК платит поставщикам ежемесячно из собственного бюджета.
   Но если человек отсутствовал в городе и не пользовался коммунальными услугами, то новые правила дают ему возможность проще произвести перерасчет, подав заявление об этом до отъезда. Перерасчет можно произвести, если вы отсутствовали более 5 дней, не считая дня приезда и возвращения. Новыми правилами также предусмотрена возможность временного отключения и опломбирования запорной арматуры. И если после возвращения представитель управляющей или ресурсоснабжающей организации в ходе проверки установит факт сохранности пломб, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги будет произведен без представления потребителем документов, подтверждающих его временное отсутствие.

   Потребляйте, договоримся
   Алексей ЩЕДРИН:
   — Новыми правилами подробно урегулированы порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах. Во-первых, в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Второй вариант — договор о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договоры заключаются между ТСЖ и каждым собственником жилых помещений в доме. Третий тип — если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, договор о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение и т.д.) заключается каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией.

   Елена РОМАНОВА:
   — Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована. Однако потребитель может заключить договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. При этом потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора.
   Коммунальная сфера сложная и многогранная как по объему регулирующей нормативной правовой базы, так и в техническом плане. И у сторон договора всегда будут споры, требующие урегулирования, и, как правило, только по суду. Споры управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций и потребителей, безусловно, не прекратятся, но решать их будет проще.

Лариса ЗУЕВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT