О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Курорт уходит на север

   Циклоны, принесшие на побережье дожди и похолодание, обернулись для Елены Слепко нежданным выходным, первым за это лето. Елена — реализатор в одном из магазинчиков в Лазаревском районе, вдоль ул. Победы. Впервые с конца мая здесь небольшой спад числа отдыхающих и чуть меньше покупателей и посетителей. Впрочем, ул. Калараша все равно работает в режиме «толпа» — натянув на себя, похоже, все теплые вещи из взятых на курорт, отдыхающие своим количеством демонстрируют: сезон идет своим чередом. Хотя знающие положение курортных дел южнее Лоо могут в этом и усомниться.

   Долгое время пальму первенства /в неофициальном зачете «любимое место для отдыха» в Сочи держали Центральный район — совсем уж «настоящий Сочи» и Хоста-Кудепста — доступно и уютно. Лазаревское позиционировалось, скорее, как место отдыха студенток и дикарей «палаточного» разлива: и недорого, и все-таки Сочи. Признаком успешного летнего курортного сезона были обгоревшие отдыхающие, в плавках перебегающие Курортный проспект. Еще в прошлом году, несмотря на общий спад числа приезжих, привлекательность курортных мест южнее Головинки нельзя было оспорить. Что же случилось? Почему отдыхающие массово едут в Лазаревское?
   Необходимо отметить, что с загрузкой больших санаториев проблем нет на всем сочинском взморье. Организованный сектор показывает стабильно высокие результаты: многие ведомственные санатории работают на все 100 процентов круглый год, часть находит возможность компенсировать своим сотрудникам перелет в Сочи, а это, как известно, удовольствие не из дешевых, или хотя бы доставку железнодорожным транспортом (тоже стабильно растущую в цене). Сами санатории зачастую организуют трансферт из аэропорта, хотя полноценным турпродуктом это не является. «Открытым Югом» — программой, по которой отдых на недельку в Сочи с перелетом из Москвы стоит от 16 тыс. рублей, воспользовались 5 тысяч отдыхающих, что при заявляемых 4,5 млн туристов совсем скромно. Впрочем, программа рассчитана не на лето.
   Подкосила немного нашу турпомышленность отмена бесплатного проезда к месту отпуска для военнослужащих и членов их семей, но в этом году влияние не столь сильно. Отмена произошла еще к прошлогоднему высокому сезону, и пропустившие морские ванны тем летом на этот раз все же рвутся на море: побережье среди россиян все еще считается крайне желательным условием отдыха, а большинство военных выезда за рубеж не имеют в силу «секретности».
   Но вал отдыхающих, который ощущают не только работники санаторно-курортной сферы, не столько размещается на закрытых территориях крупных здравниц, сколько едет «на летние квартиры» в надежде снять жилье по прибытии к морю. «Артерий», питающих ими курорт, по большому счету, две: железная дорога и автотрасса.

   Побережье, вид с дороги
   На трассе «Дон» перед Краснодаром машины с детьми и надувными кругами строятся в плотную колонну. Огромная часть имеет автомобильные номера ЮФО, но не менее трети — Москва, Питер и почему-то Казань. Порой очень полезно глянуть на дорогу глазами отдыхающих, чтобы понять, что и почему происходит в нашем «диком» секторе туризма.
   Поворот в Джубге — первый бастион, который предстоит преодолеть тем, кто едет личным транспортом в нашем, сочинском направлении. Устоять, не свернув в Геленджик, помогает, как ни странно, знак, обозначающий трассу на Новороссийск (а заодно Анапу, геленджикские курортные поселки и так далее) как второстепенную. В самой Джубге павильончики «Размещение» в этом сезоне трогательно декорировали «букетами установленного образца»: пластиковые герберы развеваются перед каждым ларьком. Состояние проезжей части таково, что главы семейств начинают всерьез задумываться о прекращении поездки. Есть участки с идеальным покрытием, даже еще не тронутые разметкой, ремонт дорожного полотна идет постоянно. Но и колдобин, и глубокой колейности немало. «Размещение от 200 рублей» — зазывно манят объявления, но на поверку «по 200 только что были, сейчас нет», есть по 400 рублей койко-место, но «если брать будете больше чем на неделю, получится 350». Для семьи из трех человек по джубгинским меркам сумма немаленькая.
   Со скоростью в среднем 35 км/ч колонна движется дальше. Второй курортный соблазн, которому с трудом не поддаются едущие в Сочи, — аквапарк в Небуге. Он слишком заметен с трассы, чтобы дети в машине не начали несанкционированный митинг за немедленную остановку и начало отдыха. Даже три часа от Краснодара в неспешном по-летнему потоке становятся для них испытанием. Местные машины с объявлениями типа «Сдаю жилье: «люкс», горячая вода», обычно ютящиеся на обочинах, порой плотненьким строем занимают крайнюю левую полосу.
   Преодолевших этот соблазн и множество предложений попроще ждет главное разочарование побережья — Туапсе. С одной стороны, одно название «Орленок» для поколения нынешних родителей овеяно смутным сожалением о том, что в детстве так и не попали в один из лучших лагерей страны. Но вид на город, точнее его цистерны, трубы и явно промышленный уклад жизни, сбивает курортный настрой даже у отъявленных оптимистов. Сдающих квартиры, комнаты и углы вдоль трассы совсем мало. Поток ползет со скоростью неспешного пешехода, так что пейзажи с зелеными домиками и облупившимися стенами школ быстро надоедают.
   Но именно в Туапсе отдыхающих ждет целый «полк», преграждающий дальнейшее углубление на юг. На станции Туапсе в поезда подсаживаются люди, активно предлагающие высадиться в Лазаревском. В их арсенале — фотоальбомчики с видами номеров мини-гостиниц и рассказы о том, что в Сочи — сплошная стройка и пробки, а в Адлере — гастарбайтеры. В общем, Лазаревский район — и Сочи, и без строительных перегибов. Необходимо признать, что вторую часть рассказов об особенностях жизни курорта, о числе строек и рабочих, чистоте моря и доступности пляжей потенциальные отдыхающие слушают гораздо внимательнее, чем рассматривают картинки. После такой агрессивной рекламы сбор чемоданов к станции Лазаревское становится вполне оправданным.
   Преодоление Туапсе на автомобиле занимает разное время, но проехать этот участок быстрее чем за полчаса получится только с мигалкой. На выезде первый реверс, регулируемый рабочими с рациями, и совсем немногим далее, у кафе «Восток», второй, со светофором. Навстречу въезжающим к месту отдыха — километровые очереди выезжающих оттуда. И желание найти курортное пристанище поближе к выезду из этих гостеприимных мест становится вполне оформленным.
   Вообще-то 19 проблемных участков, которые выявлены по пути к Сочи на федеральной трассе, поручали отремонтировать то к маю, то к июню. Сейчас число их с реверсивным движением резко сокращено. ФГУП «Упрдор Кубань» планирует в межсезонье, когда федеральная автодорога будет чуть менее загружена транспортом, провести ремонт 10 оползневых участков, по которым в настоящее время проводится проектирование и экспертиза. А водителей ждут инспектора Госавтоинспекции, которые с готовностью разъясняют, что если нет на новом асфальте разметки, то обгонять колонну не надо. Многие верят, и скорость потока уверенно стремится к «стоим».

   Исторически-лирическое отступление
   И вот, путники видят с трассы новинку (к сезону не успели, но работы к июлю завершили практически полностью) — колоннаду, несущую надпись «Сочи» и местный герб. Классицизм на отдыхающих действие оказывает в целом положительное, хотя сочинцев немного озадачивает. Такие исторические отсылки подошли бы, к примеру, Анапе, сильно гордящейся корнями, явно уходящими в Горгиппию, но у Сочи-то иная история…
   Кстати, Лазаревское отмечает 173-летие со дня основания, 7 июля здесь произошла высадка российского десанта, а чуть позже — закладка форта. Одно из самых уютных и популярных курортных мест российского Черноморского побережья было заложено именно тогда.
   И еще историческое отступление. Город-сад, который столь долго и временами успешно строили в Сочи, берет свое начало именно в Лазаревском районе, точнее в нынешней Головинке. И «город-сад» — не столько цитата из творчества Маяковского, сколько реально существовавшая градостроительная концепция, ныне в наших местах утраченная. Одно время места в устье реки Шахе претендовали на звание культурно-экономического центра не меньше, если не больше, чем долина рек Сочи и Мзымта. По преданию, сюда, к священной роще, выходила самошествующая Ахынова корова. 9 марта 1916 года было учреждено акционерное общество «Курорт Лиран» с целью основания в долине реки Шахе, в районе форта Головинский курортного поселка. Директором правления общества «Курорт Лиран» был избран инженер и архитектор Алексей Зазерский, который совместно со своим коллегой Львом Ильиным разработал комплексный проект застройки будущего курортного поселения в соответствии с идеей архитектора Эбинизера Говарда, начавшей победное шествие по миру на рубеже XIX-ХХ веков и оказавшей влияние на все современное градостроительство, — так называемый город-сад. Концепция говардовского города-сада основывается на идее планомерного, а не стихийного роста городов и поселков, их комплексного, а не фрагментарного благоустройства. Предположительно, название «Лиран» происходит от лирана (лириодендрона) Раевского — тюльпанного дерева. Из-за известных событий 1917 года далее архитектурного проекта дело не двинулось. Но курортные поселки тех мест нравятся отдыхающим. Причем, в этом году — и это ощущается буквально во всех сферах курортной жизни — Лазаревский район стал лидером по приему «неорганизованных» гостей. Впрочем, посчитаем «цыплят» по осени.

   Лицо полюбившегося курорта
   «Аше — лучше нет вообще» — слоган небесспорный, но заряжен таким явным патриотизмом, что приезжих радует неизменно. Но Аше — поселок, в который еще надо спуститься, а Лазаревское совсем недалеко. Оно обрушивается на отдыхающего многоцветьем курортной жизни. Тут и вереница фасадов гостиниц с призывным «Есть места», и десятки пунктов продажи экскурсионных билетов, увешанных предложениями, и толпа счастливых курортников. Кстати, даже на набережной в Центральном районе, не говоря уже об адлерском частном секторе, толпа совсем иного настроя. От предложений захватывает дух: от бабушки с комнатой по 250 рублей за койко-место в двухкомнатной квартире (вторая комната тоже сдается, а бабушка спит на балконе) до номера в гостинице на двоих за 1800 рублей в сутки. Есть класс и выше, но в глаза бросаются именно эти предложения. Украшают Лазаревское и просторная (по сочинским меркам) площадь с фонтанами, которую видно с трассы, и торговые центры. Горожане рады знакомой среде и расслабляются, чувствуя, что кемпинг с палатками и привозной водой в пластиковых бутылках им не грозит. Если, конечно, не было цели дойти в «дикости» до прекрасного своей радикальностью отдыха в палатке у машины. Таких предложений на побережье тоже достаточно.
   Наслышанные о дороговизне Сочи, напуганные встречной пробкой, обласканные маклерскими обещаниями «и машиночку на стояночку поставить есть где» — отдыхающие сдаются. Впрочем, с точки зрения логистики, в самое подходящее время — от Лазаревского до Сочи путь на машине занимает порядка 3,5-4 часов. Из-за ремонтных работ даже местная администрация и депутаты порой, при необходимости добраться в центр курорта, пересаживаются из личных автомобилей в электрички повышенной комфортности и поезда.
   Кстати, лицо лазаревского маклера сильно изменилось за последние годы. Если ранее сдающими квартиры были все больше бабушки и знакомые с бабушками таксисты, то сегодня возраст предлагающих размещение резко уменьшился. И впервые, пожалуй, за курортную историю стали появляться объявления: требуется агент по загрузке гостиницы. Агентов вдоль дороги и видим.
   Приятно удивляют отдыхающих общепитовские цены района, не выше краснодарского уровня. Прямо на набережной можно вкусно поесть первое-второе-компот и булочку в среднем на 170 рублей. А вот фрукты-овощи недешевы: на ярмарке-привозе те же ценники, что и севернее. Прибрежные заведения полны — такой отдых отдыхающим по карману, вот и нет от них отбоя. Пляж — бесплатно, море — даром.
   И лишь иногда проскользнет у отдыхающих в Лазаревском упрек: на пляже яблоку упасть негде. Всему бы Сочи такие упреки.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT