О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ДОХОДНОЕ МЕСТО

   Как его найти? Почему даже молодые специалисты зачастую не могут это сделать? А уж под силу ли это пенсионерам? И вообще: что значит сегодня это понятие «доходное место» и как помогает в его поисках государство? Еще в XVIII-XIX веках понятие «присутственное место» означало некую чиновничью должность, главное в сути которой было «присутствие» на рабочем месте. Но существовали еще и «доходные места», где в силу тех или иных обстоятельств можно было брать взятки. Сегодня на календаре — XXI век. И понятия эти в корне поменяли свое значение. Взятки сегодня чаще всего берут именно «присутственные» чиновники, а вот «доходным местом» называют работу, которая приносит деньги, или, как говорят, доход, позволяющий не просить на улице милостыню. Вот об этой работе и поговорим сегодня. Точнее, о том, насколько сложно ее найти.

   Трудолюбивое эхо прошлого
   В Центре занятости населения города Сочи на улице Навагинской — сдержанный ажиотаж. Но посетители не шумят и не мечутся, как на западных биржах труда. Одни сидят на диванах в ожидании вызова, другие стоят в очереди. Всего — человек 50. И вдруг — знакомое лицо. Гурама С. я помню еще со времен жизни в Сухуми. Трудился инженером на заводе, активно участвовал в комсомольской работе. В период, когда генсеком стал Юрий Андропов, борьба за трудовую дисциплину стала одним из приоритетов в общественно-политической жизни страны. Бригады из сотрудников милиции, журналистов, активистов-комсомольцев ежедневно «шерстили» улицы, проверяя каждого проходящего (а их было совсем немного): «Предъявите документы! Почему не на работе (учебе)? Больны? Бюллетень! В отпуске? Докажите…» Молодым сегодня это покажется бредом. Но так действительно было. В рабочее время проверяли даже кафе, рестораны и кинотеатры. В ходе одного из таких рейдов познакомились с Гурамом. Да и потом встречались не раз.
   И вот — кувырок судьбы. Вчера он ловил тунеядцев, лодырей и бездельников, сегодня — сам ищет работу.
   — Пока не получается, — улыбнулся Гурам после положенных приветствий, объятий и вопросов. — То, что предлагали, мне не нравится: хочется ведь, чтобы и дело по душе было, и деньги платили нормальные. Но надежды не теряю, хоть и возраст уже скоро предпенсионный. Здесь, говорят, программы есть разные по переподготовке. А идей у меня хватает…

   Ищу работу
   — Сегодня у нас на учете состоит 911 человек, — говорит начальник Центра занятости населения города Сочи Елена Грязнова.
   — И это реальная цифра? У нас что — всего 911 безработных? — искренне удивляюсь я.
   — Это — официальный показатель, — констатирует Е. Грязнова. — Конечно, реально безработных больше. Но далеко не все почему-то идут к нам за помощью. И это ситуация не сегодняшнего дня. И в прошлые годы количество безработных в Сочи не перешагивало тысячу человек. Кстати, у нас самый низкий официальный уровень безработицы по краю — 0,33 процента.
   Статистика свидетельствует: сегодня в числе безработных превалируют сочинки старше 45 лет, с высшим образованием, но в силу рыночных отношений оказавшиеся «не у дел». То есть, либо нынешняя зарплата не удовлетворяет, либо профессия их не востребована на рынке труда конкретно в Сочи.
   А ведь стать на учет в этом центре не так уж и сложно: надо предъявить паспорт, трудовую книжку, свидетельства об образовании и документ, подтверждающий, что вы не являетесь предпринимателем. Пособие, которое вы будете получать в течение первых трех месяцев, колеблется в пределах 850-4900 рублей, в зависимости от того, какая зарплата была у вас на прежнем месте работы. В выигрышном положении оказываются те, кто уволен по сокращению: за них определенное время платит предприятие. Затем эта сумма постепенно снижается.
   В Сочи наиболее востребованы сегодня специалисты строительных профессий, и это на фоне возведения многочисленных олимпийских объектов вполне естественно. Увеличивается и спрос на сотрудников сферы ресторанного и гостиничного хозяйства. И это тоже объяснимо. А вот как объяснить тот факт, что в центре появляются, порой, целые бригады гастарбайтеров-строителей, которых липовые заказчики «сдернули» с родных мест, посулив высокие зарплаты, назначив «время и место» в Сочи, где их якобы будет ждать автобус, не забыв при этом собрать нехилые комиссионные.
   Чтобы это происходило как можно реже, сотрудники центра занятости регулярно выходят на связь с коллегами из регионов, сообщают об имеющихся вакансиях и по скайп-связи организуют собеседования в режиме он-лайн с работодателями.
   Но есть один туманный момент. Почему, скажите, многие работодатели дают объявления о вакансиях в различные рекламные газеты, но при этом не сообщают о вакансиях в Центр занятости? Ответов может быть много, но какой из них честен? И случайны ли тогда факты, когда гастарбайтеры из-за не в полной мере выплаченных обещанных денег досрочно уезжают домой, а на их место тут же «призывают» других? Сочинцы же нередко бывают «невостребованы»: они знаю цену своему труду, да и, официально проживая здесь, могут сполна потребовать за обман. Или как логически объяснить суть такого объявления: «Приглашаем молодых специалистов… с опытом работы». И если кто-то на вопрос, откуда у молодого специалиста (читай — студента) может быть опыт работы, ответит мне, что он мог успеть приобрести его во время учебы в вузе, я молча разведу руками. Простите, но тот, кто работает во время учебы, уже имеет потенциального работодателя, который только и ждет, чтобы предоставить специалисту реально «доходное место».
   Но есть, увы, и такие, кто хочет «все и сразу». Жизнь, конечно, со временем им объяснит, что так не бывает: «доходное место» нужно заработать. Тем более сейчас, когда учат «на менеджера» (понимай — руководителя). Ответьте на простой вопрос, каким может быть руководитель, если он не знает не просто сути, но и нюансов профессии?
   Ответ предсказуем. А вообще-то, получается, что менеджер — это человек, который сам ничего не знает, но умеет использовать знания других.
   Впрочем, на менеджеров сегодня в Центре занятости спроса, естественно, нет. А вот кто требуется: архитекторы (средняя зарплата — 42584 рубля), инженеры-механики (27000), прорабы (29044), инженеры (34787), механики (24953) и т.д. Самые низкооплачиваемые в этом списке — медсестры (6833 рубля). При этом подсобные рабочие сегодня получают более 16 тысяч рублей (6232 вакансии) и маляры — почти 20 тысяч (3660 вакансий).

   Год «под колпаком»
   На пособие, которое выдают в Центре занятости, какое-то время, может быть, выжить и можно. А что завтра? Вот об этом и задумываются те, кто принимает участие в разнообразных программах. Одна из них направлена на развитие предпринимательской деятельности. И выделяют на это субсидию в размере около шестидесяти тысяч рублей.
   — Это очень хорошая и перспективная программа, — уверена Е. Грязнова. — Для вхождения в нее необходимо предоставить достаточно несложный бизнес-план. Да, сумма невелика. Но и ее расход, разумеется, контролируется. В прошлом году этой программой у нас воспользовались 28 человек. Все вместе они получили 1 млн 764 тыс. рублей. Чаще всего сочинцы используют эти деньги для открытия ИП в сфере бытового обслуживания, для сельского хозяйства и даже создания художественных мастерских. Разумеется, работа их контролируется — это, все же, субсидия, а не добровольное пожертвование. Так что, в течение года мы за ними наблюдаем очень внимательно.
   — Среди тех, кто воспользовался такой субсидией, фермеры-виноградари, птицеводы, специалисты по разведению декоративных растений, кое-кто открыл, например, магазин детской одежды, — подключается к беседе главный специалист отдела трудоустройства Марина Чальцева.
   — Но сразу хочу уточнить, — продолжает М. Чальцева, — эти деньги предназначены для частичного(!) возмещения расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности. То есть, не надо думать, что на эти 58800 рублей вы сможете без проблем начать свое дело и успешно его развивать. Помимо ваших идей и энергии, придется изыскивать еще и дополнительные средства.
   Разумеется, далеко не все становятся таким образом удачливыми бизнесменами. Из 30 человек, получивших такие субсидии в Центре занятости в 2009 году, семеро стали банкротами. В следующем году прекратили предпринимательскую деятельность четверо. И причин такому фиаско множество.

   Цветы, декупаж и «Иллюзия»
   Уже первый анализ этой на самом деле «больной» для каждого человека статистики свидетельствует: сегодня выигрывает тот, кто, говоря современным языком, креативен, готов не только предложить, но и реализовать необычные идеи.
   …Ирина Кураксина раньше работала бухгалтером. Но болезнь спины лишила ее возможности вести дальше эту сидячую работу. Живет она на улице Севастопольской в «сталинке», где более чем полвека не было капитального ремонта. Да, «косметичку» произвели, но что толку для быта в таком «потемкинском аврале»? Вот и решила Ирина Юрьевна попробовать себя в малом бизнесе. Получив субсидию в Центре занятости, возвела она под окнами дома мини-тепличку. Но, во-первых, много ли накрутишь на «пятачке»? Во-вторых, этот вид бизнеса более чем конкурентен. И самое главное, что узнала Ирина Юрьевна: будет здесь скоро парковая пешеходная зона, и о тепличном хозяйстве следует забыть. В общем, не вписалась в мир бизнеса Ирина Кураксина. Или он не подошел ей.
   …Светлана С. (фамилию попросила не называть) тоже работала бухгалтером, потом — продавцом-консультантом. Ушла, как говорит, из-за копеечной зарплаты. Закончив курсы дизайнеров в одном из сочинских вузов, решила завести свое дело. Составила бизнес-план, в Центре занятости получила субсидию. И сразу же столкнулась с массой проблем: нужен мощный компьютер, реклама на телевидении и в прессе не дала эффекта…
   — Конкуренция огромная, — жалуется Светлана. — Да, прогорела. Но все равно не теряю надежды пробиться. Буду искать союзников по бизнесу.
   …Ирэн Ильенкова — профессиональный художник. Хорошо известна в Москве. Но в силу бытовых обстоятельств переехала к матери в Сочи. «Студия творческих идей» — так обозначила она свою форму бизнеса, которую представила в Центр занятости. И ведь дело пошло! Реклама в газетах плюс «из уст в уста» позволила стартовать.
   — Вот уже год как мы встали на ноги, — делится Ирэн Ильенкова. — Работаем в формате мастер-классов. Чем занимаемся? Например, учим декупажу, это наклеивание на поверхность различных декоративных материалов. Обучаем основам создания текстильных кукол или, например, крапбукинга — приклеивания материалов при создании авторских открыток, фото- и свадебных альбомов, а также, разумеется, графике и живописи маслом. Между прочим, создали даже свой клуб мастериц по декупажу. Помогаем им в организации уже собственных выставок. Активную помощь оказывает нам Виктор Нодариевич Тепляков.
   …Когда-то Александр Толбатов работал под куполом знаменитого московского цирка на Цветном бульваре рядом с самим Юрием Никулиным. Но (кто не знает) у акробатов пенсионный стаж — 15 лет. Вот и Александр Александрович в свои сорок лет был вынужден вернуться в родной Сочи. Представил в Центр занятости бизнес-план по созданию собственного циркового номера под названием «Комическая иллюзия». Участвуют в нем, помимо Александра, его жена и дочь. Выступали уже в санаториях «Актер» и «Изумруд», в клубах и школах… Думаю, многие сочинки позавидуют умению супруги Александра Толбатова в течение пяти минут, пока длится номер, сменить семь(!) платьев.
   …Размышлять о возможностях создания собственного «доходного места» можно очень долго. Первое и главное, что следует понять, это наличие оригинальной идеи и настойчивость. А там, глядишь, и государственная поддержка не будет лишней.

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT