О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БУМАЖНАЯ СТЕНА. Удержат ли отписки оползень, развитие которого чревато самыми страшными последствиями?

   В № 2 нашей газеты был опубликован материал «На языке у оползня», суть которого сводилась к тому, что на Сочи уже давно накатывается волна подобных ЧП, и, если не принять экстренных мер, ситуация может оказаться катастрофической. К сожалению, не все в этом отношении находится в юрисдикции местных и даже краевых властей. И вот тому еще одно самое серьезное подтверждение.

   Вместе с заслуженным художником России Владимиром Олейником мы спускаемся по крутым винтообразным ступенькам, огибающим жилой дом и студию и сбегающим вниз к морю. Картина открывается изумительная: внизу — февральское море, накатывающее белые барашки на ухоженный берег. Но стоит оглянуться по сторонам, всмотреться под ноги — и хочется бежать от этой «красоты».
   …Из акта официальной комиссии обследования оползневого косогора «на 1972 км ПТК 5-6, перегона Мацеста — Хоста Сочинской дистанции пути СКЖД»:
   «14 октября (2011 г. — ред.) после обильных продолжительных атмосферных осадков… произошел срыв девиального чехла объемом ориентировочно 300 кубометров, со смещением вниз на 2-3 метра, который в основном задержался на подпорной стене, что при продолжающихся атмосферных осадках грозит вывалом оползневой массы на путь (ж/д — ред.). Канализационная труба деформировалась, и в двух местах произошел ее порыв. В результате оползневыми массами был завален водопроводный лоток длиной 20 метров и объемом около 25 куб. м».
   Внизу буквально «дышит» оползень. Под ногами — трещины, змеящиеся в ступеньках, бетонных перекрытиях… В ушах — взволнованный лай мечущихся за оградой сторожевых собак. Даже открывающаяся морская даль не в силах сдержать наплывающий липкий страх.
   То, что произошло здесь, на участке Курортного проспекта, напротив санатория «Зеленая роща» в середине октября прошлого года, стало результатом оползня, спровоцированного отсутствием нормальной системы водоотведения на территории, отведенной когда-то для какого-то строительства, но так и оставшейся заброшенной. Среди мусора до сих пор высится остаток печной трубы. Здесь — «роддом» оползня…
   А вот теперь задумаемся о главном: внизу — железнодорожные пути, по которым непрерывно идут тяжелые составы с «олимпийскими» грузами (чувствуете вибрацию земли?). Мало того, прямо над «головой» оползня проходит Курортный проспект — главная автодорожная артерия Сочи. Малейший толчок, ливень — и оползень, ухнув вниз, не только сметет железнодорожные пути, но и спровоцирует обрушение, как уже отмечалось, главной магистрали Сочи.
   Все это было отмечено комиссией еще четыре месяца назад — через два дня после ЧП в октябре прошлого года. Что же изменилось с тех пор? Да, на месте после многочисленных обращений сочинцев побывали комиссии. Да, они видели, что имеющаяся подпорная стена высотой три метра вряд ли удержит возможное дальнейшее движение оползня. Формально (и, что удивительно, фактически) его пока удерживает канализационная труба диаметром 40 см.
   Что же с тех пор сделано в ответ на многочисленные обращения в самые различные инстанции — от столичных до местных? Судя по ответу, поступившему из администрации Хостинского района, «ОАО «РЖД» (в чьем ведении находится эта зона отчуждения от путей — ред.) проведены работы по уборке 180 кубометров грунта, произведена срезка кустарниковой растительности на площади 0,5 га, вырублено 20 деревьев, произведено тампонирование трещин оползневого склона, проведены работы по очистке его от металлических конструкций…»
   …Владимир Олейник разводит руками: «Смотрите сами: отсутствие действующих водостоков провоцирует возможный будущий оползень. Кто за это отвечает? Все брошено напрочь! Вода, проходящая под трассой, подмывает склон… Что дальше — можете сами представить. А вот насчет предпринимаемых мер: РЖД (я уверен — все это происходило на моих глазах) вывезли из «критического места» не более 25-30 кубометров земли. Да, деревья подрубили и… оставили. Зачем рубили? И зачем оставили? Теперь одна спичка — и этот сухостой заполыхает. Но главное: одной подпорной стенкой внизу у путей проблемы не решить. Необходимо террасирование, то есть нужно ставить несколько разноуровневых подпорных стен. В противном случае — «хлопок» — и мы все окажемся в море».
   И последний немаловажный факт, над которым следует задуматься.
   — Как рассказал мне работник СКЖД, — говорит В. Олейник, — в прошлом году на этом объекте они уже освоили 47 миллионов рублей. И что? Каков результат? Причем, по его словам, для «ликвидации» этого ЧП осталось освоить всего 53 млн. И что же мы увидим в итоге?
   …Сегодня ситуация здесь — «замороженная». Причем, с главной автомагистрали вообще ничего не видно. Но, не дай бог, разверзнутся небеса и… лучше об этом не думать. А самое страшное то, что у власти города связаны руки: в зоне отчуждения железной дороги могут работать только структуры РЖД. Впереди — весна. Впереди — ЧП?

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT