О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ХРАНИТЬ ВЕЧНО. Что «скрывают» фонды сочинских музеев?

   Посторонним вход воспрещен!

   Эти двойные стальные двери открываются далеко не каждому. Точнее, практически никому. За исключением хранителя. Таких в Сочинском художественном музее пятеро — по числу спецхранилищ — находящихся в цокольном зале музея помещений, которые в народе привычно называют «запасниками».
   — Журналистам и вообще всем посторонним вход туда категорически запрещен, — опережая мой вопрос, говорит заместитель директора по научной части Светлана Шелихова. — Меры охраны предусмотрены самые жесткие. Так что — извините. Таковы правила.
   Что же скрывается за этим «железным занавесом»? Всего в коллекции нашего Художественного музея насчитывается 6107 экспонатов. Это более тысячи произведений живописи, около трех тысяч — графики, остальное — декоративно-прикладное искусство, скульптура и научно-вспомогательный фонд. Коллекция музея фактически делится на две части — экспозиционную площадь и хранилища фондов. Сегодня в эксплуатации примерно одна шестая часть коллекции. И они периодически перетекают одна в другую.
   В «золотом» фонде музея — полотна Айвазовского, Шишкина, Поленова, Серова, Туржанского, Каменева, Боголюбова, Лагорио, Орловского (современники называли его «звездой первой величины наравне с Айвазовским), Петрова-Водкина, Бурлюка, известная на весь мир скульптура Коненкова «Марфенька» (внучка Горького), произведения Зураба Церетели, Кончаловского, Герасимова и многих других известных русских и зарубежных художников.
   Триста квадратных метров — такова сравнительно небольшая площадь пяти спецхранилищ, расположенных в цокольном зале Сочинского художественного музея. Неукоснительно соблюдаются здесь климат-контроль, проветривание, санобработка. Именно этим и занимаются хранители — единственные люди, имеющие полномочия после отключения «тревожной кнопки» каждое утро регулярно открывать двери хранилищ живописи, графики, икон, скульптур и научно-вспомогательного фонда.
   Откуда же попадают сюда эти шедевры искусства? В прежние советские времена единственным источником поступления было Министерство культуры, сотрудники которого решали, что и кому «перекинуть». Сегодня Минкультуры «в ауте». На пополнение фондов в последние годы миллион рублей выделяет мэрия.
   Хранятся все они в подобающих условиях. Но давайте вспомним. Это здание по проекту известного архитектора Ивана Жолтовского было построено в Сочи в 1936 году как Дом уполномоченного ВЦИК. В конце 60-х годов у начальника управления Сочинского горисполкома, Героя Советского Союза, знаменитой летчицы Великой Отечественной войны Евгении Жигуленко родилась идея создания в городе художественного музея. В 1971 году, как следствие, появился приказ Минкультуры РСФСР «О включении в государственную сеть музеев Выставочного зала изобразительного искусства в г. Сочи». Таким образом, в прошлом году отметили первый его юбилей. А в мае будущего года здесь отпразднуют 25-летний юбилей создания уже Художественного музея.
   Времени, понятно, с тех пор утекло немало. Поэтому надо ли удивляться, что здание достаточно обветшало. Несколько раз здесь прорывало трубы холодного и горячего(!) водоснабжения, проходящие под хранилищами. Представьте, какой вред был нанесен хранящимся здесь произведениям, даже с учетом того, что и пол здесь приподнят, и хранятся они на стеллажах. И только после 2005 года, когда здесь был проведен капремонт, опасность повторения подобного ЧП исчезла.
   Пытались ли проникнуть в хранилища воры? Нет. А вот в музей — да. Причем, дважды были обворованы выставленные здесь экспозиции. Первый раз было украдено 14 полотен русской дореволюционной живописи (вор проник через окно на втором этаже). Тринадцать из них с помощью Интерпола были возвращены. Не найден до сих пор рисунок Бориса Кустодиева. Во второй раз (тоже из экспозиции) украли произведения резьбы по кости. Найти их, увы, до сих пор тоже не удалось.
   Одна из «жемчужин» хранилища худмузея — переданные сюда ФСБ предметы клада, найденного в верховьях Мзымты и датируемого II-I веками до нашей эры. Они неоспоримо свидетельствуют о наличии в те времена на Черноморском побережье древнегреческих поселений.
   Разумеется, есть в хранилищах и произведения, которые почти не покидают их стен. Чаще всего — это переданные в дар музею полотна, оставшиеся после ухода из жизни достаточно известного художника, потомки которого хотели бы сохранить их для будущего. Хранить вечно! Таков девиз и неукоснительно соблюдаемое здесь правило. У полотен нет срока жизни. Продление ее — забота группы реставраторов, возглавляет которую один из лучших специалистов этого дела на Юге России Светлана Бойченко.

   «Радуйся, пока ты здесь!»
   Этот день для заместителя директора по науке Музея истории Сочи Аллы Гусевой был особенно радостным. В гости к ним пришел ректор Дипломатической академии при МИД России, доктор исторических наук, профессор Евгений Бажанов — сын известного сочинского руководителя, председателя горисполкома с 1963 по 1971 год Петра Игнатьевича Бажанова, внесшего огромный вклад в период становления Сочи и активного его развития как курорта. Именно в эти годы, между прочим, в состав города вошли Лазаревский и Адлерский районы. В Сочи Е. Бажанов приехал, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летия со дня рождения отца. А в музей пришел не с пустыми руками — принес в дар более ста редких фотографий того периода из личного архива Петра Бажанова, книги, картины… Вот и пополнились архивы хранилища музея еще одной редкой коллекцией.
   Музей истории Сочи, а, соответственно, и его хранилища — старейшие на Юге России. Если сам музей официально получил этот статус в 1920 году, то его фонды берут начало еще с дореволюционной коллекции Кавказского горного клуба, находящегося в доме Екатерины Майковой (ныне там гостиница «Приморская»). Именно здесь ее сын, известный горный инженер Василий Константинов собрал эту коллекцию. Кстати, именно В. Константинов был избран депутатом Первой Государственной думы от казачьего поселения Сочи.
   Сегодня запасники музея разбиты на целый ряд хранилищ и занимают 302 квадратных метра — археологическое, письменных источников, фотодокументов, изделий из металла, изобразительного искусства, изделий из дерева, оружия и драгметаллов. Следят за ними несколько научных сотрудников, у каждого — персональная печать. Помещения, в которых даже нет окон, естественно, находятся под спецохраной — двойные стальные двери, хитрые замки, «тревожные кнопки». А учитывая то, что хранится здесь более ста тысяч самых различных единиц, то и учет за ними (особенно после известных событий в «Эрмитаже») ведется более чем тщательный. Все они занесены в специальные книги, которые впору назвать «амбарными»: большого, нестандартного формата, прошнурованные, с сургучными печатями… Отвечает за сохранность всего этого уникального имущества главный хранитель фондов. Все научные сотрудники, отвечающие за те или иные коллекции, ежедневно проверяют их состояние и расписываются в соответствующих книгах.
   Раз в год в музее проходит полная инвентаризация фондов. Его руководители отчитываются перед государством и несут за их сохранность как материальную, так и уголовную ответственность. Контролируют, а точнее, курируют работу сочинских коллег сотрудники Краснодарского музея. Что же касается изделий из драгметаллов, то в этом плане за «ситуацией» следит находящаяся в Ростове Донская инспекция пробирного надзора. Раз в десять лет ее сотрудники проводят полную проверку таких коллекций. Кроме того, все новые поступления проходят там апробацию и только после этого получают сертификат.
   Среди наиболее уникальных экспонатов музея — сокровища Лохского захоронения, II век н.э. Найденные в 60-е годы в ходе строительства санатория «Магадан», они ни разу до сих пор не покидали спецхранилища. И вот, наконец-то, в будущем году, спустя полвека (по календарю Культурной олимпиады — в Год музеев) их сможет увидеть любой желающий. Сейчас эта экспозиция готовится. Всего почти 60 предметов, в их числе — стеклянный сосуд с подписью на греческом языке — «Радуйся, пока ты здесь».
   Несомненную гордость музея составляют найденные в Имеретинской низменности в ходе подготовки к строительству олимпийских объектов около 300 раритетов, в основном, конечно, бытовых.
   ЧП? Их в музее не помнят. Однажды, правда, много-много лет назад один из сочинцев украл здесь старинный дуэльный пистолет (со спиленным как полагается бойком и просверленным дулом). Зачем? Вряд ли он сам смог бы объяснить. Тем более что не прошло и нескольких дней, как во время застолья в ресторане у него хватило ума им поразмахивать. Естественно, его тут же задержали.
   …Нынешний год решением президента РФ впервые объявлен Годом истории. Настало время не просто обернуться назад. Пора всмотреться в свое прошлое — спокойно, рассудительно, чтобы снова не наступить на те же грабли. Ведь только поняв и оценив пройденное, можно строить планы на будущее. Архивы и спецхранилища музеев — бесценный кладезь этой мудрости. Жаль только, что никого туда не пускают. А может, это и правильно?

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT