О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Максим ЖОСАН:»Организовывать бизнес сложно. Но можно»

   Новый начальник управления по поддержке и развитию предпринимательства администрации Сочи Максим Викторович Жосан — человек, в городе известный: полтора десятилетия сам занимался бизнесом — владел рестораном, магазинами, строительной фирмой. Именно поэтому его мнение о том, как предпринимательство и малый бизнес действительно поддерживать и развивать, — во многом отличается от того, что принято понимать под этими словами чиновниками. Но зачем же бизнесмену самому идти на не столь уж щедро оплачиваемую работу в муниципалитет, каковы проблемы современного сочинского бизнеса и как он собирается их решать? У нового «чиновника от бизнеса» есть ответы на эти вопросы.

   «За 14 лет в бизнесе понял: без лобби во властных структурах бизнесу не жить. И это — не российское изобретение. Такова всемирная практика. И пока мы не поймем это и не примем общемировую модель — успеха нам добиться будет очень не просто. Сегодня мы, бизнесмены, сами виноваты, что не можем вывести собственный бизнес на другой уровень», — М. Жосан то и дело говорит о бизнес-сообществе Сочи с местоимением «мы». Пожалуй, впервые в местной практике во главе этого управления стал человек, имеющий мировоззрение предпринимателя. Каково же его видение главных вопросов бизнеса?
   — Я начал с того, что стараюсь понять проблематику каждой отдельной отрасли предпринимательства. В каждой отрасли есть свои специфические вопросы, от нормального разрешения которых зависит не только будущее каждого предпринимателя, но и, без преувеличения — жизнь нашего города. Мы говорим о глобальных изменениях в Сочи, о новых горизонтах, планках и уровнях, которым наш город должен соответствовать. И сегодня, когда город преображается — хорошеет и растет на глазах, порой непросто осознать, что и бизнесу необходимо меняться, расти, брать новые рубежи. И это очень глубокое непонимание: Сочи — единственный город в стране, в котором до недавнего времени не было программы по поддержке бизнеса. К чему это приводит? К тому, что в нашем городе нет жизнеспособной схемы взаимодействия с предпринимателями. Диалога с властью нет.
   — То есть вы не верите в саморегулируемый рынок?
   — У рынка очень тонкая настройка. И необходимо понимать, что не только бизнес зависит от властей. Это властям надо, чтобы бизнес развивался, чтобы налоги поступали в бюджет. Мы же варимся в собственном соку: привыкли, что проблемы каждый решает самостоятельно. Кто справился — тот работает, а кто-то и не смог: будем говорить открыто, связей не хватило. Знаете, для чиновника «коммерсант» — человек без проблем. Встает утром, когда выспится, за границу ездит отдыхать. Но это — видимость. Бизнесмен живет «как на войне»: от проверки до проверки. А ведь малый бизнес — это более 50 процентов налоговых поступлений в бюджет города. У нас есть право требовать, чтобы нам работалось легко и свободно. Но если кто-то из предпринимателей думает, что я могу решить все проблемы в одиночку, потому что знаю их изнутри, — это мнение неверное. Ничего у меня в одиночку не получится. Мне тоже надо, чтобы бизнес стоял за моей спиной. Без поддержки самого бизнеса моя работа ничего не стоит. Почему в Европе все для предпринимателей? Потому что они — реальная сила. Мы же боимся лишний раз рот открыть — потому что знаем: прикроют. И меня, бывало, закрывали. Но я боролся.
   В Европе мэрия — орган, обслуживающий, в первую очередь, интересы бизнеса и ТПП, которые и принимают самые важные решения в жизни города. Да, именно объединение предпринимателей определяет жизнь региона. И речь не идет о противостоянии — взаимоотношения партнерские. И я ни в коем случае не призываю сочинский бизнес бороться против властей. Но бороться за свои права — надо.
   — У нас слишком специфичные условия: Олимпиада, строительство. Не самое простое время для выдвигания каких-то условий…
   — Не соглашусь. В этом плане опыт городов, которые уже принимали Олимпийские игры, — интересен и показателен.
   Например, Барселона — отличный пример того, как Олимпиада положительно влияет на экономику города. Барселона смогла стать известным курортным центром и начать зарабатывать на туризме именно после Олимпийских игр. И для нас, сочинцев, две недели Олимпиады — не «конец истории». Нам важно, чтобы люди поехали. Иначе мы отощаем и загнемся. Сейчас живем за счет инвестиций — в город идут массированные вливания, а после Олимпиады неизвестно — сохранится ли интерес инвесторов к городу? Нам надо не в 2014 году, а к 2014 году стать успешным городом. Так вот, опыт Барселоны. Бизнес-сообщество Барселоны делегировало своих представителей для формирования стратегии развития города. Они не просили. Они ставили условия: «Хотите, чтобы мы приносили деньги городу — делайте так». У нас тоже есть право требовать. Более того, если к Олимпиаде мы не покажем себя лицом — нам в городе делать нечего. Приедут крупные компании, соберут сливки и уедут. С чем останется Сочи? Как он будет принимать гостей после этого?
   — Вы сказали, что более 50 процентов поступлений в бюджет дает малый бизнес. Вы значимость главной отрасли города — собственно курортной — не приуменьшаете?
   — Деньги, которые получают от отдыхающих санатории, без малого бизнеса тоже не придут в городской бюджет. Сочинские санатории большей частью ведомственные — основную свою прибыль из города выводят. Но надо понимать, что плывем в одной лодке: не бывает в Сочи, что кому-то сладко, а кому-то плохо. Мы все в одинаковых условиях. Нам необходимо поставить сервис на самый высокий уровень. И понимать, что неизбежное уже произошло. В город уже заходят крупные торговые сети. Скоро откроется еще один огромный сетевой торговый центр. Это прекрасно. Но надо быть готовым к тому, что немногие местные предприниматели при нынешнем уровне организации смогут начать работать там. Причин этому — масса. При этом неизвестно даже, где сетевики будут платить налоги. А что может сочинский предприниматель противопоставить?
   — Вы же сами сказали: неизбежное уже произошло…
   — С ураганом невозможно бороться, но можно быть готовым к нему. Если что-то не получается — не значит, что это невозможно. Если нужна предпринимателям поддержка, лобби в муниципалитете — я готов идти пробивать логичные решения. Ведь тема интересная не только нам, точнее, предпринимателям, но и, в первую очередь, государству. В 2014 году мы не должны ударить в грязь лицом. Но для этого необходимо, чтобы предприниматели тоже действовали сообща. Чтобы у нас — то есть у них — было общее понимание хотя бы по ключевым вопросам. Но ни у одного из директоров нет опыта конструктивной работы в подобных ассоциациях. Конечно, бизнес, к примеру, может просить, чтобы в новых торговых центрах какая-то часть торговых площадей резервировалась специально для малого бизнеса. Идея, на первый взгляд, неплохая. Но в жизни — неосуществимая: я не могу вмешиваться в дела собственников.
   — Но это не только чаяние предпринимателей: покупателям тоже было бы выгодно иметь зарезервированные по каким-то низким ставкам площади. Ведь бизнес не будет дешевый товар продавать на «золотых» квадратных метрах.
   — Уже сегодня львиная доля доходов уходит в виде арендных платежей. Иллюзий быть не должно — мы не в силах, не вправе вмешиваться в бизнес собственников недвижимости. И я бы не обольщался: до Олимпиады такой уровень арендных платежей сохранится. И конечно, цены останутся высокими: они не могут быть ниже реальных затрат. А это порождает, в свою очередь, еще одну проблему: доступность финансовых ресурсов. Сегодня каждый предприниматель понимает, что за ставкой в 13 процентов таится, несмотря на все обещания показывать эффективную ставку, без малого 40 процентов годовых. Это для бизнеса подобно самоубийству. И даже в этом вопросе, который, казалось бы, решает каждый бизнесмен самостоятельно, — нам уже помогло бы объединение предпринимателей. Сейчас в ТПП создан комитет по финансовым рынкам, чтобы предприятия малого бизнеса могли в одном месте получить реальную информацию по всем 69 кредитующим организациям в Сочи. Здесь же проводятся и бизнес-тренинги, и мастер-классы — начиная от шеф-поваров до горничных. И с предпринимателями мы, безусловно, сможем снять остроту большинства наших общих городских проблем. Организовывать деловое сообщество сложно. Но можно и нужно. Более того, база для этого есть. Необходимо действовать — время требует.

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT