О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Кому кино? 4 июня стартует 22-й «Кинотавр»

   Этот странный организм удивляет нахальной живучестью. «Кинотавру» прочили то поглощение ММКФ, то переезд в Сухуми, — а вот поди ж ты, снова свиделись. Более того, впервые проход по «звездной дорожке» (точнее, желто-голубой) и обе церемонии — открытия и награждения — в прямом эфире покажет «Россия-1». Впервые в попечительский совет вошел губернатор Краснодарского края, — прежде участие выражалось читкой «послания». Наконец, впервые стоимость Гран-при — «Золотого солнца» работы скульптора А. Лягина — превысила миллион рублей (в виде бонуса победителю вручается денежный приз — 625 тысяч рублей). Уверяют, что драгметалла на 100 карат больше, чем в каннской «Пальмовой ветви»…

   14 очень скромных персон
   Из 68 полнометражных фильмов жюри отобрало 14. Половина из них — дебюты. Согласно алфавиту, на самом верху красуется «Бабло» Константина Буслова (брата Петра Буслова, автора «Бумера»). Можно было бы съязвить насчет приоритетов российского кинематографа… И все-таки, к нам пожаловало именно авторское кино. Режиссер, сценарист, монтажер и добытчик денег — обычно одно лицо. Некоторые бюджеты выглядят нереально скромно. Уже побеждавший на «Кинотавре-2008» Бакур Бакурадзе своего «Охотника» сумел уложить в прокрустово ложе трех тысяч долларов. Все актеры — жители Псковской области, главную роль сыграл лесник. Дешевле можно снять только на мобильник. Но есть и «тяжеловесы». После долгого перерыва свой новый фильм представляет Александр Гордон. Согласно аннотации, «Огни притона» — это драма из жизни Одессы 1950-х годов: «Мама Люба — хозяйка маленького уютного борделя. В ее подчинении — две «девочки», Зинка-Гитлер и Зигота. Они живут душа в душу. В маму Любу влюблен сын прокурора Аркаша, но она любит Адама, юродивого поэта…» Похоже, что все критики, уязвленные Гордоном на программе «Закрытый показ», получили отличный шанс взять реванш. Оказывается, пресс-релизы бывают интересными. Про того же «Охотника» сказано, что это — «настоящая сенсация, равная глотку кислорода, экзистенциальный боевик без единого матерного слова!».
   Фестиваль все так же безнадежно убыточен. Цена «Кинотавра» — 115 миллионов. Расходы отчасти покрывает Министерство культуры РФ и реклама. Дирекция верна своему курсу на «отрыв по-взрослому»: год назад титульным спонсором был коньяк Hennessy, сейчас — сигареты Parliament. Инвесторы здесь — самые желанные из гостей. Для них специально обученные тренеры устраивают «питчинг». Термин родом из рыбалки. «Флиппинг» и «питчинг» — способы сверхточного заброса спиннинга. В этом году на питчинг подано аж 90 заявок, новый рекорд. В идеале, за одним столом должны встретиться режиссер, продюсер и инвестор. Они должны поверить в блестящую мечту.
   Надо признать: «Кинотавр» здорово вырос в смысле тематического разнообразия и технологий (президент ОРКФ А. Роднянский обещает нам «первый национальный кинофестиваль эпохи Интернета»). Любой киноман найдет здесь свое — от «Летней эйфории» (с ретроспективой азиатской эротики!) до видеоарта и авангардного «светового кино». Настоящую интригу сулит битва короткометражек в программе «Короткий метр» (главный приз — 125 тысяч рублей и пленка Kodak, которой должно хватить на полнометражный фильм). Ну как можно пропустить мини-блокбастеры с названиями вроде «Адронный коллайдер», «Бабочки города Глюк» или «Маниакальные проявления мисс Изольды К.»?!
   Если по организации вопросов нет, то к персоналиям… Многим осточертела давняя и откровенная семейственность мероприятия. Из года в год мелькают одни и те же люди, — что в титрах, что в кулуарах. Анна Михалкова успела сняться в трех картинах — достойная смена Гоше Куценко. Хэдлайнером конкурса, фильмом-открытием назначен «Два дня» телеведущей Дуни Смирновой. Причем заранее известно, что ее отцу, режиссеру А.С. Смирнову вручат «Приз за честь и достоинство», — ситуация, абсурдная для любого западного фестиваля, где «на старте все равны». В конкурсе участвует мелодрама «Летит» Сергея Швыдкого. При этом М.Е. Швыдкой, как представитель президента по культуре, входит в попечительский совет. Нет, мы не сомневаемся, — дебют Швыдкого-младшего честно обскакал десятки других претендентов. Но когда в 2003 году София Коппола представила свои «Трудности перевода» на Венецианский фестиваль, Ф.Ф. Коппола вышел из точно такого же совета, — мэтр счел неэтичным влиять своим именем на оценку творения дочери. Как признался один молодой режиссер из Питера: «У нас на стадии пост-продакшен все завязано, как шнурки, — шагу лишнего не ступить, чтобы под руки не взяли».

   «Монстр с улыбкой мечтателя»
   Так озаглавлен очерк о «Кинотавре» на главном французском кино-портале Excessif.com. С его редактором, обворожительной Симоной Лефевр, мы отсмотрели три конкурсных фильма подряд. Без перерыва на ланч, — зрелище по-настоящему зацепило! Вот радиодиджей, любитель прикалываться над слушателями, попадает в плен к двум тинейджеркам, которые начинают его зверски пытать («Вдребезги» Романа Каримова). Жанр обозначен как «комедия положений»…
   — Симона, а есть ли коммерческие перспективы у нашего нового кино в Европе? У Сочи, как у международного курорта?
   — Почему бы нет? Я помню, с каким успехом шли во французском прокате «Брат» Балабанова, «Анкор, еще анкор» Тодоровского, «Водитель для Веры» Чухрая. Это ведь открытия вашего «Кинотавра». Неделю назад «Елена» Андрея Звягинцева собрала очень хорошую прессу на «Особом взгляде» в Каннах… Я спрашивала Александра Миндадзе, почему он так долго отказывался возглавить жюри и почему вдруг согласился? Он сказал, что думал, будто сейчас смотрят только 3D-мультики, но оказалось, что зритель поумнел. В этом году у вас сильный конкурс. Возможно, самый сильный за последние годы. Но я здесь, скорее, за компанию. Мой друг — Жан-Люк Ормьер, официальный гость, тренер по питчингу. Думаю, многие едут сюда просто потусить. Я приехала за 12 дней до фестиваля. У вас прекрасный климат. Организация заметно улучшилась — в прошлом году я потеряла бэдж и меня не пускали на завтрак, потому что никто не мог найти работающий комп со списком гостей. В этот раз даже вещи из аэропорта привезли точно в номер. «Кинотавру» стоит сказать «гран мерси» хотя бы за бесплатные показы под звездным небом — такого нет ни на одном кинофестивале мира. Но если сравнивать цены, то в Каннах все дешевле. И у нас не запрещают фотографировать на актерском пляже!..
   Минимальная цена недельного фестивального тура на двоих (перелет Москва — Сочи и обратно, проживание в «Жемчужине») — 85 тысяч рублей. Плюс аккредитация — 14 тысяч (с правом посещения всех показов, семинаров и мастер-классов). Дороговато, пожалуй, за автограф Миндадзе… Впрочем, затраты можно отыграть: букмекерские конторы принимают ставки на победителя. В фаворитах три картины: «Елена» А. Звягинцева (коэффициент на выигрыш в среднем — 2,9), «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой (3,6) и «Огни притона» А. Гордона (5,5).
   По нашей просьбе, бурятский шаман Андрей Дэнг, практикующий в Красной Поляне, сделал свой фирменный прогноз. Он полчаса окуривал дымом толченого оленьего рога буклет «Кинотавра», прежде чем заявил: «Это будет праздник матриархата! Почти все призы заберут женщины. Гран-при получит режиссер-женщина. А приз за главную женскую роль — девушка из Сочи!» К удивлению, такая барышня нашлась — в трагикомедии Виктора Шамирова о провинциальных актерах «Упражнения в прекрасном». Ксения Радченко, третьекурсница театрального училища им. Щепкина, родилась в Лазаревском. Это ее дебют в кино.
   Но самое отчаянное пророчество возвещает редакция «НДС»: 23-й «Кинотавр» состоится там же.

Виталий ТЮННИКОВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT