О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Культурный марафон

   До старта сочинских зимних Олимпийских игр остается чуть более 1200 дней. Много это или мало? В любом случае, это, как не устает подчеркивать вице-премьер Д. Козак, — «очень сжатые сроки». Масштабы того, что еще предстоит возвести, подготовить и организовать к Играм, — поистине олимпийские. Но Культурная олимпиада уже идет полным ходом. Олимпийские и Параолимпийские игры в Сочи будут уникальны. А наша Культурная олимпиада была такой еще в момент своей задумки. О том, чем она отлична от аналогичных мероприятий, традиционно проводимых перед спортивными состязаниями, как «все начиналось» и о культурных планах олимпийской столицы рассказывает Рузанна БАРСЕГЯН, начальник управления культуры администрации Сочи.

   -Спорт от культуры уже давно неотделим. Вместе они составляют некое культурное пространство общей гармонизации человека, его культурного самосознания. Они формируются и в залах театров, и на трибунах стадиона. В конце концов, физическая культура — тоже культура. Поэтому давно существует такая традиция: каждый город, принимающий Олимпиаду, обычно за год до проведения собственно состязаний начинает готовиться сам и готовить своих жителей к Играм через различные культурные мероприятия: возрождение национальных традиций, показ лучших творческих коллективов страны, проведение фестивалей, конкурсов. Своеобразный культурный обмен и культурный «подъем». Поэтому когда готовилась наша Заявочная книга, — всего лишь заявочная книга для участия в конкурсе на право принятия Олимпиады! — уже тогда родилось предложение: взять за основу великолепный опыт проведения Культурных олимпиад в разных странах и раздвинуть его рамки: проводить ее не один год, а четыре. Все-таки Россия — великая страна с богатейшими культурными традициями, древнейшей историей. Нам действительно есть, что показать. В этом смысле четыре года Культурной олимпиады — это ноу-хау России.
   Уже когда готовилась Заявочная книга, мы в полной мере понимали, какой объем работы нам предстоит. Но понимание всей тяжести ответственности приходит только сейчас, когда первый год Культурной олимпиады уже близится к своему завершению: 3 декабря мы торжественно закроем Год кино.
   Когда готовилась программа — за два года до победы в Гватемале — были просто обозначены годы. Страна всему миру заявила: 2010 год в России будет объявлен Годом кино, и все лучшее, что есть в российском кинематографе, будет здесь, в Сочи — добро пожаловать! Следующий год — Год театра, а Россия славится замечательными театральными традициями. 2012 — Год музыки, и нашим композиторам и великим исполнителям есть, что сказать Сочи и миру. 2013 — станет Годом музеев. И это логично: без наследия, без культурной памяти нет нации, нет народа.
   Наш город знаменит культурными событиями и мероприятиями. Он стал любимым местом для проведения многих знаковых фестивалей. Но сейчас мы понимаем: не может быть «слабеньких» фестивалей, недопустимы «безликие» проекты — все, что мы сделаем, должно быть интересно, привлекательно, масштабно. Это должно быть, в конце концов, имиджево. Мы действительно должны показать все лучшее.
   Сформировать программу на эти четыре года было непросто. Участники откликались на предложения с огромнейшим энтузиазмом, выходили с предложениями сами. Люди с именем уровня Башмета с удовольствием участвуют в нашей Олимпиаде. Более того, Юрий Абрамович еще задолго до олимпийских планов предложил проводить фестиваль в межсезонье: и коллектив свободнее, и сочинцам удобно. Именно он предложил проводить свой фестиваль в традиционно «мертвый» февраль. И как он правильно попал!
   Нам необходимо было собрать воедино, соединить, учесть все интересы и выверить концептуальные моменты всех предложений. А они исходили минимум из пяти источников: Олимпийского комитета, который, безусловно, имеет свое видение Культурной олимпиады, Министерства культуры РФ, департамента культуры края, нашего муниципалитета, плюс так называемые «коммерческие фестивали», среди которых сочинским флагманом были и остаются «Кинотавр» и «Кинотаврик».
   Каждая сторона имеет не только свое представление, но и свой уникальный опыт. Опыт Минкультуры в этой области несоизмерим ни с чем. Замечательные проекты Минкультуры прошли проверку временем, и многие из них можно было бы — и нужно! — перенести в наш город. Это, прежде всего, такие замечательные фестивали, как Пасхальный фестиваль Гергиева, «Золотая маска» и множество других. В нашем крае есть огромное количество замечательных краевых коллективов: краевая филармония под руководством Вероники Пономаренко, «Премьера» Гатова, краевые театры — Драмы, Кукол, Кубанский казачий хор. Выступления этих коллективов и фестивальные проекты переносятся — и будут переноситься — к нам, в Сочи.
   В нашем городе уже сложилась достаточно разветвленная сеть фестивалей, известных всей стране. Это джазовый фестиваль «Black Sea», который проводится раз в два года, фестиваль классической песни им. Барсовой, на который приезжает не менее 70 участников со всей страны — лучшие вокалисты. Фестиваль патриотической песни «За веру! За Отчизну! За любовь!» вообще уникален: не каждый город сохранил и имеет сегодня подобный фестиваль, а нам его удалось сделать всероссийским.
   И теперь мы совместно с Олимпийским комитетом и министерством культуры имеем серьезную программу Культурной олимпиады, в которую вошло огромное число разножанровых, разноплановых мероприятий. И если сейчас — Год кино, то это вовсе не означает, что Культурная олимпиада предлагает только его. Но те же «Бархатные сезоны» под руководством Л. Ивановой имели «кинематографический» уклон: конкурс прошел как бы ретроспективой фильмов. В этом году мы провели интересный музыкальный фестиваль «Песни кино» — собрали композиторов, исполнителей музыки для фильмов.
   План получился обширный, он очень мобилен, регулярно корректируется, он «живой» — постоянно развивается и открыт для интересных предложений. Поэтому в нем много новых проектов. Недавно в Сочи состоялось закрытие Кавказских игр. Этот фестиваль новый, он предложен Олимпийским комитетом. Он стал как бы признанием, показателем того, что Кавказ сегодня — регион сложный, но он наш, родной. Мы его любим. И мы все — россияне. Отборочные этапы фестиваля проходили в Нальчике, по всей Кабардино-Балкарии, а финал — у нас.
   Недавно завершил свою работу фестиваль «Кино без барьеров». Этот фестиваль проходит в Сочи впервые, но ему уже более 10 лет. На днях завершился экологический фестиваль «Зеленая гвоздика». На площади у Художественного музея было установлено 5 сфер (на снимке), где показывали кино — и известные фильмы, например, «Как я провел этим летом», и конкурсные ленты. И на этом фестивале были не только фильмы экологической направленности. Главное в нем — серьезный разговор об экологии, необходимости качественного экологического сопровождения олимпийских проектов. Экология в Сочи — тема актуальнейшая. За ней следят и МОК, и, естественно, сочинцы. Подобный фестиваль, объединяющий культуру и научные исследования, очень важен для всех нас: мы должны знать — что происходит, как и почему. И что делается для защиты природы. «Зеленая гвоздика» дает ответы на многие из этих вопросов.
   Прошел «Молодой балет мира» — любимый и давно известный фестиваль Юрия Григоровича. В этом году интерес к нему особенный. Фестиваль не может принять более 60 участников, поэтому уже на предварительном отборе была интереснейшая и жесткая борьба за сами путевки на этот конкурс. 1 ноября открылся юбилейный, десятый «Кинотаврик» — он тоже стал достойным участником Культурной олимпиады. До сих пор работает выставка из фондов Мосфильма о костюме в кино. Можно проследить весь процесс создания костюма — от моделирования до завершающего этапа.
   Конечно, проводя Год кино, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Каждый, кто хочет сходить в кино в нашем городе, имеет такую возможность: в центре работают кинотеатр «Сочи» и «Родина», в Адлере — «Комсомолец», в Лазаревском — «Восход». Но сегодня сочинские кинотеатры — разного уровня. У нас все еще есть залы, где не очень качественный звук, не самые комфортные условия. Но мы работаем над этим. В программе «Сочи — гостеприимный город» запланированы реставрация и техническое переоснащение кинотеатров, доведение существующих до европейского уровня. И это — тоже эффект от Культурной олимпиады.
   Совсем скоро будет построено еще 4 встроенных кинозала. Через некоторое время посмотрим: дали ли эти залы увеличение посещаемости или нет. К сожалению, средняя загрузка залов сегодня — порядка 60 процентов, а это достаточно невысокий показатель. Потому что одно кино с хорошей раскруткой вызывает ажиотаж, и билетов на него не достать. Но если вы сегодня захотите посмотреть кино — у вас не будет никаких проблем. Необходимости в строительстве еще десятка кинотеатров нет. 3 декабря планируется уже закрытие Года кино. Это будет массовый праздник в лучших сочинских традициях. Скорее всего, закрытие пройдет на площади у Зимнего театра, мы готовим его совместно с Олимпийским комитетом.
   До конца ноября нам предстоит согласовать план на Год театра. Сегодня мы работаем над ним совместно с Натальей Галкиной — директором департамента культурных программ Олимпийского комитета. Мы давно работаем с ней — она была директором проектов первого канала на территории Сочи, и организовывали здесь «Пять звезд», «Море юмора». Первоначальный план на Год театра, конечно, будет изменен, но основа сохранится: гастроли лучших театров России, финалы театральных фестивалей, «Золотая маска». Обязательно пройдет ряд выставок, связанных с театральным искусством или историей театров. Необходимо помнить, что культурная программа самой Олимпиады будет разрабатываться и проводиться отдельно. А Культурная олимпиада проводится в первую очередь для нас, сочинцев. Когда бы еще вживую, в полной постановке, в полном составе, со звездами, с полным декорационным обеспечением мы увидели «Ромео и Джульетту». Для этого, возможно, надо было бы вылететь в Москву. Мы рассчитываем научить сочинского зрителя любить театр, ходить на классику, понимать искусство. Возродить умение слушать музыку, умение правильно вести себя в театре, правильно одеваться на культурные мероприятия. Я помню те замечательные времена 70-х годов, когда было хорошим тоном пойти с ребенком в кино, в театр. При этом культурно себя вести, купить мороженное за 11 копеек, с удовольствием съесть его, и обязательно — традиционный ритуал — выбросить бумажку в урну. Пока же у нас средняя заполняемость залов крайне низка. В 2007 году средний показатель был 72 процента. Это очень достойно — лучший по стране показатель. В этом году как никогда слабо сработал, например, зал «Фестивальный», и мы едва дотянем до 60-процентной заполняемости. В этом году аншлаг собрал только один исполнитель. Никто иной — даже очень известные имена — не собрали зал в 2500 мест. На закрытие сезона — на шикарное ирландское шоу пришло чуть больше 600 человек. Причины этому разные, и одна из них — невысокая платежеспособность жителей Сочи и даже тех, кто приехал на отдых. Однако на спектакль «Ромео и Джульетта» было продано 90 процентов билетов. Я верю, что мы научимся ходить в театр всей семьей, покупать билеты, планировать эти походы.
   Речь идет не только об отдельных постановках и фестивалях — мы говорим об общей эстетике, о воспитании, культурном развитии сочинцев. И я думаю, в результате Культурной олимпиады все-таки наш город станет, как ни парадоксально это прозвучит, чище. Мусора станет меньше. Надеюсь, что Культурная олимпиада научит всех сочинцев быть терпимее к гостям — нам по-другому нельзя. Быть добрее в целом, друг к другу относиться более человечно. Без толерантности, терпимости, уважения мы не сможем жить. Без этого у нас нет будущего.

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT