О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Гореть, не строить?

Прошлое, настоящее и единственно возможное будущее мусорной проблемы в Сочи

   Горящая свалка — проблема не только вони, стоящей во всем городе три дня кряду, не только пепла, летающего над Дагомысом целые сутки, не только в том, что свозить отходы на горящую свалку опасно. Горящая свалка — это наш позор, это наша полномасштабная экологическая катастрофа. Она была в году прошлом, в позапрошлом, а в этом — достигла апогея.

   Почему-то в сообщениях о пожаре на свалке в Лоо говорится преимущественно о количестве задействованной техники и географии городов, из которых в Сочи прилетели вертолеты для тушения. Конечно, это важно, что Сочи не остался с бедой один на один и два вертолета Ка-32 ставропольского и ростовского МЧС выливали тонны морской воды на полыхающий мусор. На земле работало сразу по семь пожарных расчетов. В ликвидации пожара было задействовано 157 человек, 112 единиц техники, постоянно подвозилась земля и засыпались дымящиеся участки полигона. Пожар — высшей категории сложности: после взрыва метана, с которого начался пожар, языки пламени достигали 17 метров в высоту. И общую стоимость этой действительно спасательной операции по спасению Сочи как курорта еще предстоит подсчитать. Но уже сегодня ясно, что речь идет о десятках миллионов рублей убытков. Здесь и авральная работа специалистов САХа, и тушение с воздуха — очень не дешевый, хотя и очень эффективный метод. Это притом, что частные компании Сочи равнодушными к проблеме тоже не остались. Только ТО-44 выделил почти сотню водовозов и большегрузов для подвоза грунта, другая организация обеспечила операцию бесплатным бензином, для участников ликвидации пожара было организовано бесплатное горячее питание.
   За время тушения на свалку была свезена 21 тысяча кубометров грунта. По большому счету, проведена полномасштабная рекультивация. Но какой ценой! И кто теперь оценит вред, нанесенный здоровью сочинцев и отдыхающих? Как оценить негативные последствия для курортной отрасли того, что по всей России прошли кадры горящей сочинской свалки и города, заполненного мусорным смогом? Ведь все понимают, что облако смога со свалки несет всю таблицу Менделеева в разнообразнейших, подчас ядовитых и канцерогенных сочетаниях. Если даже горящие <�экологически чистые> торфяники вызвали рост смертности в Москве более чем в три раза, то уж горящая свалка (да и просто медленно разлагающаяся <�открытым способом>) — это бомба не только для экологии, но и для здоровья каждого из нас.
   Меж тем проблема сочинского мусора — вопрос без преувеличения международный. У Сочи, как столицы Олимпиады, есть обязательства, выполнение которых строго контролирует Международный олимпийский комитет. Есть обязательства и по ТБО. Первое из них мы уже выполнили: свалка в Адлере закрыта. Но в течение трех лет наш город должен коренным образом изменить сами принципы решения проблемы мусора. Они должны соответствовать мировым стандартам дня сегодняшнего. В идеале Сочи должен перейти в своей работе с ТБО к системе <�ноль отходов>.
   Конечно, идея переработки мусора — не сочинское ноу-хау. Большинство европейских стран уже сегодня свело уровень переработки отходов к 60, а Германия — 80 процентам. Так что возможность перейти к цивилизованным методам решения проблемы ТБО у Сочи есть. И эта возможность — строительство современного, экологичного, эффективного мусороперерабатывающего комплекса. Обязательства по строительству таких объектов взял на себя известный в городе ТО-44. Вместе с администрацией Сочи эта организация является соучредителем ОАО <�Мусороперерабатывающий комплекс>. В реконструкцию расшатавшейся и неэффективной системы утилизации ТБО Тоннельный отряд-44 планирует вложить более 100 млн долларов. Новые два мусороперерабатывающих комплекса обеспечат переработку всего мусора Сочи, а это 300 тысяч тонн в год. Первый комплекс будет расположен там, где некогда был мусоросжигательный завод. Здесь предусмотрены сортировочные цеха итальянского производства и цеха товарного производства компоста с одновременным его обеззараживанием. <�Компостная> часть утилизации будет производиться на немецком оборудовании. А австрийская линия займется полимерами: пластиковые отходы — одни из самых проблемных с экологической точки зрения — можно перерабатывать в сырье для промышленности. Решение сколь эффективное, столь и надежное. При использовании такой технологии, которую применят на мусороперерабатывающем комплексе, 50 % отходов станут ценным вторичным сырьем, еще около 35 % — потенциальным удобрением. На этом, кстати, можно вернуть часть затрат, вложенных в утилизацию отходов.
   Сортировка и компостирование отходов позволят снизить их объем в 16 раз. Для сравнения: сжигание позволяет снизить объем отходов в 10 раз, но при этом повышается их токсичность, и обходится оно в 3 раза дороже.
   По технологии на полигоне, который будет построен в междуречье Буу и Хобзы, собираются и очищаются даже ливневые стоки. Противофильтрационный экран, защищающий территорию складирования отходов, разработан педантичными немцами, имеющими одно из самых жестких природоохранных законодательств. Это, конечно, ни в какое сравнение не идет с нынешней практикой открытого захоронения. На таких полигонах возможно не только до 80 процентов сырья отправлять на вторичную переработку, но и побочным продуктом получать газ.
   Нынешняя практика утилизации, неизменная со времен СССР — это способ травить нас за наши же деньги. Идея сжигать мусор также себя дискредитировала. Нынешний пожар на свалке показывает — так тоже нельзя. А поселок вообще расположен за рекой от полигона. Надо учесть, что сжигание отходов обходится очень дорого — порядка 2-2,5 тысячи рублей за тонну. Свалка в районе поселка Лоо сегодня ежедневно принимает около 700 тонн мусора. Стоимость решения проблемы сочинского мусора, и без того не низкая, при этом возрастает в десятки раз. Так что это экономически убыточно и экологически провально. Недаром даже Япония с их дефицитом земель переходит на технологию сортировки и переработки. В Сочи же и участок предполагаемого строительства полигона, одобренный экспертами, расположен удобно: он и займет-то всего 12 га в верхней части левого склона реки Буу. До русел Буу и Хобзы — по полкилометра. Там же расположится и второй мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тысяч тонн. Полигон будет иметь новейшую систему дегазации, что позволит избежать возникновения пожаров, аналогичных нынешнему. Полная утилизация метана гарантирует и безопасность, и отсутствие запахов. Кроме того, на этом полигоне будет установлен целый комплекс оборудования по мониторингу состояния окружающей среды. Даже стоки, прошедшие обработку на собственных очистных станциях полигона, будут попадать не в близлежащие реки, а в систему водоочистки водоканала.
   Но вот что удивляет. Еще в 1999 году ГУП <�Проектный институт <�Крайжилкоммунпроект> разработало <�Технико-экологическое обоснование строительства полигона утилизации ТБО>. Северо-Кавказский геоэкологический центр ГУП <�Кубаньгеология> провел инженерно-геологическое обследование, буровые работы, сделав 9 скважин по 50 метров глубиной, два десятка раз прошли пробными шурфами. В начале двухтысячных этот проект — дополненный и откорректированный — получил положительное заключение ГУ противооползневых работ и департамента по охране окружающей среды Минприроды.
   За чем же дело стало? Почему этот безусловно важный для экологии Сочи объект еще не строится? Кому выгодно, чтобы Сочи задыхался от вони горящей свалки и пугал отдыхающих кучами мусора, которые просто некуда увозить? Почему важнейший и, как показал пожар, экстренно необходимый проект (практически готовый!) все еще <�обсуждается>. Почему Сочи, несмотря на обвальную ситуацию в экологии, имеющий возможность стать первым городом России, перешедшим на систему <�ноль отходов>, все еще топчется на месте, вместо того чтобы сделать шаг к цивилизованному решению проблемы ТБО? Нам надо или добиваться строительства нормального полигона, или: Нет у нас этого <�или>: свалка в Лоо опять горит.

Лариса ЗУЕВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT