О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БОЛЬНОЕ СЕРДЦЕ КУРОРТА

   Главное богатство Сочи, краеугольная основа курорта, его сердце — санаторно-туристский комплекс. Это аксиома. Соответственно и заботиться о его здоровье надо в первую очередь. Происходит ли это? Где возникают «тромбы»? И что нужно сделать, чтобы сердце курорта, в конце концов, не хватил инфаркт? Об этом наша беседа с заместителем председателя Городского Собрания Сочи Юрием АРИНЦЕВЫМ.

   — Юрий Николаевич, значение санаторно-туристского комплекса для Сочи, безусловно, трудно переоценить. Какой «вес», на ваш взгляд, имеет этот сегмент в инфраструктуре не только города, но и всей страны?
   — Во-первых, Сочи — главный курорт России. И уже только это накладывает особый отпечаток на его жизнедеятельность, укрепление и развитие базы, а она и есть санаторно-туристский комплекс, благодаря работе которого россияне реализуют свое право на отдых. Кроме того, именно этот комплекс предоставляет сочинцам основную массу рабочих мест, а казне — налоговые поступления. Во всем мире государство ценит эту отрасль и оказывает ей всемерное содействие, ибо, вложив один рубль в ее развитие, впоследствии получает десять. Наш город готовится принять Олимпийские игры 2014 года. Именно этот фактор надо максимально использовать для развития его с государственной помощью как курорта.
   — Какие формы может принимать эта помощь?
   — Это, к примеру, система льгот, которые государство может предоставить предпринимателям санаторно-туристской сферы, заботящимся о дальнейшем развитии, или тем же инвесторам, вкладывающим деньги в эту отрасль. Ведь в будущем и у государства, соответственно, увеличится налогооблагаемая база. Могут выделяться определенные льготы туроператорам и организациям, занимающимся развитием туризма или рекреационных зон. Например, снизить ставку НДФЛ, частично освободить от уплаты отдельных федеральных налогов либо предоставлять кредиты с низкой процентной ставкой и отсрочкой платежей. Безусловно, краевые и местные органы власти также должны содействовать развитию туризма и санаторно-курортной отрасли, снижая налоги.
   — Что нужно, на ваш взгляд, сделать, чтобы Сочи снова стал круглогодичным курортом, каким был в советские времена?
   — Сделать нужно очень и очень много. Если раньше на курорт люди ехали по путевкам, стоившим сущие копейки (те, кто посолиднее, отправлялись к морю летом, остальные — зимой), то сегодня дело обстоит совершенно иначе. Таких «путевочников» мало, не они «делают погоду» на курорте, да и не все санатории, пансионаты и гостиницы могут принять их по такой низкой цене, а работать себе в убыток никто не хочет. Сегодня человек должен достать свои деньги из кармана и заплатить за отдых. А для того, чтобы он приехал в Сочи, да еще в межсезонье (не будем сейчас говорить о зимнем отдыхе в горах — это отдельная тема), мы должны ему предложить целый спектр высококачественных услуг. Во-первых, необходимо обновить материальную базу здравниц и отелей, подняв ее до уровня мировых курортов. Во-вторых, укрепить, сделать высококлассной диагностическую и лечебную базу санаториев. Человек должен понять и быть уверенным в том, что он вполне может совместить отдых и лечение, причем не дома, а на курорте. Так сказать, получить «два в одном». Сегодня эта база в большинстве санаториев устаревшая и не отвечает современным требованиям.
   — Но ведь сегодня даже просто добраться до Сочи — проблема из проблем.
   — Безусловно. Дорожные расходы, так называемая транспортная составляющая, настолько утяжеляет, порой, стоимость отдыха, что для многих она становится просто неподъемной. Авиакомпании на тех, кто летает в Сочи, зарабатывают большие деньги, а задешево возят почему-то в Анталью, Египет и т.д. Не лучше обстоит дело и с проездом по железной дороге. Билет, например, в купе уже приближается к цене авиаперелета по тому же маршруту. Без вмешательства государства (тем более, что у правительства такие рычаги есть) курорт Сочи так и будет задыхаться от этой транспортной удавки. Нужно, как минимум, уравнять цены на внутренние авиаперевозки с полетами за рубеж, хотя, по большому счету, для развития собственных курортов надо их понизить.
   — Ну и, наверное, исключить всевозможные коммунальные ЧП?
   — Это — в первую очередь. Представляете, какую антирекламу курорту создают отключения электроэнергии, порывы канализационных или водопроводных сетей и другие подобные коммунальные «сюрпризы»?! Сильнее удара по престижу города трудно даже придумать. Сочинцы уже «тренированные», привыкли стоически переносить такие ЧП, а как объяснить это гостям курорта? И ведь происходит это зачастую во время крупных мероприятий — различных форумов или фестивалей. Поэтому необходимо строительство соответствующих дублирующих сетей, приобретение базами размещения генераторов электроснабжения, использование альтернативных источников энергии — солнечной, ветровой и т.д. Обеспечение предприятий курортной сферы коммунальными услугами должно быть однозначно бесперебойным и не зависящим от природно-погодных условий.
   — Экологическая чистота — одна из важнейших составляющих жизни любого курорта. Как, на ваш взгляд, решается этот вопрос у нас, в Сочи?
   — В первую очередь, это, конечно, касается чистоты морской воды. Вы подсчитайте, сколько речек, ручьев и речушек стекает у нас в море, неся с собой не просто мусор, но и всевозможные неочищенные стоки, а проходя через районы, где до сих пор нет канализования, и, скажем так, «отходы жизнедеятельности человека», или попросту фекалии. Как можно после этого говорить о чистоте воды?! Если ребенок, купаясь, ее чуть-чуть хлебнет, можно сразу везти его в «инфекционку». Да, в рамках программы подготовки к Олимпиаде и превращения Сочи в курорт мирового уровня предусмотрено и делается в этом отношении много. Но надо сделать не многое, а абсолютно все. Ведь одна-единственная речушка, оставшаяся «без присмотра», может наделать немало бед, добавив в бочку меда свою ложку дегтя.
   — Среди всех аспектов выживания курорта в межсезонье немаловажной была, есть и будет сфера развлечений. Достаточно ли она развита в нашем городе?
   — Конечно, зимой отдыхающий купаться в море или загорать на пляж не пойдет. Ну, поваляется в номере, посмотрит телевизор, сходит на лечебные процедуры… Наконец, книгу почитает. Все равно как минимум полдня он свободен. Чем же заняться? Тем более, что и деньги, вроде, есть. На многих круглогодичных курортах развита сеть хороших дискотек и других интересных развлекательных заведений. Я подчеркиваю, хороших, а не с массовиком-затейником, полупьяной молодежью и, чего скрывать, наркотиками. У нас таких дискотек практически нет. Да, у нас есть аквапарки, но их очень мало и к работе зимой они не особо приспособлены. А варьете? Когда-то в Сочи оно было одним из лучших в стране. Где они сегодня?
   Отдельный разговор — об экскурсионных маршрутах. Когда я четверть века назад начинал работать в сфере туризма, в Сочи было почти 120 таких маршрутов. Отлично организованных, действующих круглогодично, как говорится, классных. Сегодня их около тридцати, а реально действует не более десятка. Причем в основном «внутригородских». А ведь сколько у нас интересных достопримечательностей, уникальных природных уголков — пещер, водопадов, дольменов… Приведите их в порядок, очистите, благоустройте, сделайте подсветку, организуйте подъезд и безопасные условия осмотра — желающих побывать там будет множество. Надо только заниматься этим профессионально, с желанием сделать родной курорт по-настоящему привлекательным. Стадионы, спортивные дворцы, концертные и выставочные залы, которые строятся к Олимпиаде, должны быть многофункциональными, интересными для приезжающих, в том числе и зимой. Вот тогда и потянутся к нам гости, не боясь, что во время отдыха засохнут от скуки.
   — Предположим (чисто гипотетически), что у нас это все или почти все есть. Но не расскажи об этом людям по всей стране, не прорекламируй курорт — и… жди у моря погоды. «Цыганская почта», конечно, хорошо, но этого мало.
   — Разумеется. Реклама — двигатель не только торговли. Я работаю в Городском Собрании уже второй созыв. Был председателем комитета по курортному делу и туризму, руководил контрольно-счетной палатой, сейчас являюсь заместителем председателя нашего Городского Собрания. И с самого начала активно занимался решением вопроса рекламы нашего курорта, потому что совершенно ясно — без нее Сочи останется без гостей. А это — крах для всех отраслей города. В начале моей депутатской работы на эти цели из бюджета отводились такие крохи, которых хватало в лучшем случае на публикацию в сочинских газетах объявлений. Сейчас выделяется уже 50 млн рублей. Но и этого совершенно недостаточно. Та же Турция, и только на привлечение туристов из России, выделяет до 30 млн долларов. Как говорится, почувствуйте разницу. Поэтому сейчас, в ходе утверждения бюджета на будущий год, я и мои коллеги будем добиваться того, чтобы средства, выделяемые на рекламу Сочи, были, несмотря на кризис, сохранены на уровне прошлого года или даже увеличены.

Беседовал Владимир СУРОВЦЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT