О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЦЕНА «ЗОЛОТОГО» ПОТОКА

   Мандариновый сезон набирает обороты. Жаркое лето и затянувшаяся теплая осень ускорили созревание урожая в цитрусовых садах соседней Абхазии, откуда, собственно, и берет начало «золотой» поток, расплескиваясь потом желтобокими плодами на прилавках рынков и магазинов не только Сочи, но и всей страны. Но самое «узкое» и в то же время бойкое место в этом потоке — граница на Псоу и многоголосый, живущий по собственным законам оптово-розничный рынок, на территорию которого волей-неволей попадают практически все пересекающие этот рубеж «на своих двоих». Практически здесь же и начинает формироваться цена, по которой мы в итоге покупаем эти дары щедрой южной земли — без них не обходится ни один (и не только новогодний) зимний праздничный стол.

   Во времена Советского Союза, когда граница между Россией и Абхазией была чисто формальной «межой», по обе ее стороны все-таки стояли стационарные милицейские посты. Так вот, знающие люди утверждают, что пост с абхазской стороны в народе называли «золотым»: проработав здесь хотя бы один мандариновый сезон, сотрудник мог легко купить себе автомобиль. Цитрусовые из Абхазии везли не только перегруженными «легковушками», но и целыми фурами. Естественно, проехать можно было не за «просто так». Официально на этот период вывоз их был запрещен — предлагалось все сдавать государству по государственной же цене.
   Жизнь изменилась. Рынок диктует отныне свои условия. И границу с середины ноября заполняют «тачкисты» — жители Абхазии, стремящиеся всеми возможными способами переправить созревшие мандарины на российский рынок. Везут на зачастую самодельных тачках, причем в роли «тягловой силы» в подавляющем большинстве почему-то выступают женщины. Вот уж, казалось бы, для Кавказа явление из ряда вон выходящее, но, увы… А на этой стороне их уже ожидают бойкие перекупщики.
   …Не успели мы припарковаться на улице у входа в рынок, как к нам тут же подскочила женщина: «Что привезли? Давайте я куплю…» Не вступая в объяснения, отказываемся от ее «услуг» и окунаемся в цитрусовое торжище. По дорожке, ведущей от границы к рынку, вереницей тянутся «тачкисты», во многом напоминающие грузовых «рикш». Не устаешь удивляться, откуда у этих женщин столько сил, чтобы даже просто сдвинуть с места это с горой нагруженное «транспортное средство»! Мало того, некоторые из этих тележек «модифицированы» — вместо обычных на них установлены колеса чуть ли не от легковых автомобилей, что, естественно, во много раз увеличивает их грузоподъемность.
   — Давайте помогу, — предлагаю немолодой уже женщине, толкающей перед собой тачку, нагруженную целым штабелем коробок с мандаринами. Та сначала испуганно буквально шарахается в сторону, потом устало-иронично улыбается: «Попробуйте…» Берусь «за гуж» — действительно очень тяжело.
   Знакомимся. Женщина представляется Фаридой, живет в одном из гагрских сел.
   — Как же вы такую тяжесть переносите?
   — А что делать, жить-то надо.
   — И сколько раз за день такие рейсы удается сделать? Два? Три?
   — Да что вы! Всего один. Во-первых, на границе приходится долго стоять — сейчас сезон, таких, как я, очень много. А во-вторых, еще на одну ездку сил уже не хватает.
   — В среднем в эти дни границу в обе стороны пересекают около 16 тысяч человек, — говорит пресс-секретарь Черноморско-Азовского ПУ береговой охраны ФСБ РФ в г. Сочи Наталья Стрединина. — Пока еще не наплыв, мандариновый сезон только начинается. В прошлом году, к примеру, в это же время этот показатель доходил до 18 тысяч человек. Но и без того, учитывая, что среди пересекающих границу уже много людей с грузом цитрусовых, время на пересечение КПП каждым увеличивается раз в пять. Люди, конечно, нервничают, выражают недовольство, но мы делаем все в рамках возможного и в соответствии с законом.
   Из бесед с «тачкистами» узнаем, что таможенную пошлину за каждый килограмм мандаринов абхазская сторона берет по два рубля, российская — по восемь. Вот уже и десять рублей «минуса». На подходе к рынку хозяева мандаринов отдают их перекупщикам (чаще всего оптовикам) в среднем по 20 рублей за килограмм — в зависимости от размера и зрелости плодов. Тут же, на рынке, их можно купить уже за 30-40 рублей. Золотистый мандарин дорожает буквально на глазах. И ведь это только начало. На сочинском рынке он стоит уже от 50 до 70 рублей. В ларьках и магазинах — от 70 рублей. На ярмарках-привозах она держится в пределах 45 рублей. Кстати, на многих из них эта цена официально зафиксирована руководством «привозов». А ведь, казалось бы, на рынках и ярмарках-привозах должны торговать в подавляющем большинстве хозяева продукции. Увы. На прилавках центрального рынка красочно выложены горки желтобоких мандаринов, везде ценники с надписями «Мандарины абхазские, сладкие».
   — Откуда мандарины? — интересуюсь у одной из продавщиц. Я-то знаю, что от того, в каком районе или селе они выращены, в немалой степени зависит их качество.
   — Тут же написано — из Абхазии, — удивлено отвечает она.
   — А более точно не можете сказать?
   В ответ — красноречивое молчание. И так почти везде. В лучшем случае «знатоки» за прилавком сообщат вам, что мандарины «новоафонские». Этот район у всех, как говорится, на слуху.
   Вот вам и цена «золотого» потока. С каждым шагом она растет. А уж дальше по стране к ней добавляются и транспортные расходы, и новые накрутки перекупщиков, и т.д. и т.п. Естественно, имеет значение и время: чем ближе Новый год, тем «тяжелее» цена любимого плода, в которой слились и труд цитрусоводов, и пошлины, и «свой интерес» перекупщиков и продавцов. Здравствуй, дорогой мандарин!

Владимир СУРОВЦЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT