О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

МИФ ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА

   Итак, перед началом форума «Сочи-2009» — одного из основных (если не основного) для юга России событий в экономической жизни, губернатор края А. Ткачев назвал кризис «ледниковым периодом» и выразил надежду, что именно здесь, на теплом побережье экономика начнет оттаивать. Через три дня, закрывая форум, вице-губернатор Д. Хатуов об экономическом климате не говорил. В его руках были почти все итоговые цифры форума, и он лишь отметил, что эти цифры показали: интерес к форуму, а главное — к инвестициям — не угасает.

   Д. Хатуов вообще был в итоговых оценках строг: каждый инвестиционный рубль сегодня, подчеркнул он, тщательно выверен. И проекты, по его словам, на форуме были «более качественные». Основные же итоговые параметры таковы: всего во время форума было подписано 238 инвестиционных соглашений. Из них 177 соглашений на общую сумму 351 млрд рублей подписали с тем или иным участием Краснодарского края. Всего же в форуме приняли участие 54 региона России. Много было сказано на подведении итогов восьмого сочинского МИФа и о новом векторе развития российской экономики. «Как вы видите по результатам пленарного заседания, проведенного премьер-министром РФ, сейчас для нашей страны открывается новый вектор развития экономики, — подчеркнул Д. Хатуов. — В частности, в 2009 году Краснодарский край планирует завершить 36 инвестиционных проектов, из них 26 уже реализованы». Также из ожидаемых итогов форума — многочисленные комплименты в адрес краевой и сочинской экспозиций. И вообще, особо о сложностях «ледникового периода» на форуме не распространялись. Пожалуй, лишь Г. Греф — нынешний «хозяин» Сбербанка — то и дело высказывался в пессимистичной тональности публично. И все же от форума у многих осталось двоякое впечатление: с одной стороны, «скромнее, чем обычно», а с другой — «скромнее надо быть».

   Украшение — скромность
   «Скромнее надо быть» — первыми, еще до открытия форума, просигнализировали, как ни странно, депутаты Государственной Думы. Официальная делегация главного законодательного органа страны на форум так и не приехала. И хотя официальной информации по этому поводу, вполне естественно, не поступило, но злые интернетные языки настаивают, что депутатов засмущала стоимость размещения на время форума. Действительно, номер в «Москве» за 6 тысяч в сутки на одного человека при «обязательном условии» — покупке пакета на 4 дня — это слишком. О ценах на размещение «Наш дом — Сочи» уже писал, и мы с сожалением констатируем истинность наших прогнозов.
   С другой стороны, вещали все форумные дни те же злые языки из Интернета, в Сочи к форуму подготовились особо: появились букеты из трех полузасушенных роз с вялой зеленью в целлофане по 1000 рублей и особые тарифы такси, пугающие даже бывалых москвичей и представителей «нефтяных» регионов. И языки не так уж врали. Но который год люди в деловых костюмах выходят на улицы спокойного постсезонного Сочи с бэджиками, что само по себе сигналит сочинцам-предпринимателям об их уникальности (как клиентов).
   Скромности не было и в таком деликатном деле, как организация движения по зоне форума. Нет, практически все привлеченные со всего края сотрудники милиции были вежливы. Речь о другом. «Знающие люди» добывали себе «проездные» — те самые пропуска различных категорий, что так солидно украшали лобовые стекла «машин форума». Причем не только у стойки регистрации можно было их получить. Сочинская ярмарка тщеславия оценила их в 10 тысяч рублей — и пусть разлетались не как горячие пирожки, но случаи их покупки бывали.
   Ну, а сочинцев, казалось бы, ко многому привыкших, который год подряд коробила мысль, что и людям с разрешением на спецпроезд надо все же быть скромнее. Перекрывать одну из трех основных проезжих улиц города на два с половиной часа (это помимо закрытых на все время форума улиц Орджоникидзе и Поярко) ради проезда кортежа одного — пусть и очень важного гражданина России — как-то нескромно. Но таковы обычаи.
   А тема сочинских пробок неожиданно выплыла даже на пленарном заседании. Модератор — ведущий заседания Райр Симонян из Морган Стенли — предложил участникам заседания сформулировать одно пожелание российскому правительству: просьба «уменьшить пробки» вызвала бурные аплодисменты.

   Семнадцать наших
   Если бы горожанам от Международного инвестиционного форума доставался проход не только в алкогольный отдел — на выставку-продажу-дегустацию вина и т.п., то часть сочинцев сходила бы на главную экспозицию, чтобы посмотреть: что же город выставляет на эту ярмарку инвестиций.
   Впервые попав на инвестиционный форум в Сочи только в этом году, Т. Старостина — одна из участников, владелица московской юридической компании — описала впечатление от нашего стенда так: «Идешь по регионам. Все так своеобразно, кто во что горазд, все стараются… И тут выходишь на площадь — а там Сочи! Ну, в смысле сочинская экспозиция. Детализация до домиков! И все такое надежное, что ли… Сравнить эту часть просто не с чем». Восторг объясним. Но есть и другое мнение, кстати, нашими коллегами-журналистами высказываемое с незавидной регулярностью: мол, все скромнее, и «это уже было».
   Наш проект в этом году курировали и представляли премьеру В. Путину губернатор края А. Ткачев и мэр Сочи А. Пахомов. Позже Анатолий Николаевич был главным на круглом столе «Сочи — гостеприимный город». Программа известная и неизменно пробуждающая интерес: все-таки «грозит» она Сочи коренной перестройкой курортного уклада. А вот, понравились ли В. Путину сочинские макеты и перспективы, мы можем судить лишь косвенно: сочинскую прессу в этот момент к нашим стендам не пустили. Коллеги же подметили, что определенное чувство дежа вю макеты пробуждали.
   Но, к примеру, и «Остров Федерация», как было сказано на специальной пресс-конференции, «завершил стадию оптимизации проекта», и на побережье «Острову» в конкуренты появился «Факел» — гостиница в форме олимпийского факела — задумка тоже интересная, но масштабом явно поскромнее. «Горная карусель» тоже приобрела свежие черты.
   Из 17 сочинских проектов восемь были «олимпийскими». В прошлом году проектов всего было десять. Сегодня на ярмарку выставили строительство пятизведочных спа-отелей, жилищных комплексов, океанариума, прогулочно-развлекательной галереи и просто сформированные земельные участки — ноу-хау этого года. Основным (подписания контракта по которому ждали), похоже, был все-таки проект «Концепция развития Имеретинской низменности города Сочи как курорта мирового уровня». Этот проект с кипрским «Эттлборо Холдинг Лимитед» на уровне администрации города подписали еще в первый день работы форума. Олимпийских проектов здесь было немало уже потому, что часть главных строек все еще без инвесторов. Более того, в докризисные времена олимпийские лоты подчас нагружались таким количеством «обременений», что инвесторы теряли к ним интерес. Не внушал потенциальным инвесторам оптимизма фактор определенной закрытости олимпийской темы. Действительно, все знают, что Олимпиада строится, но получить информацию по стройкам, проектам и даже проектировщикам было практически невозможно: все посылали добывать информацию «на сайт», а о том, чтобы посмотреть, как идут олимпийские дела, и тем более поговорить со строителями, не шло и речи. И вот на этом инвестиционном форуме впервые(!) после визита оценочной комиссии МОК два с половиной года назад журналистов пустили на закрытую территорию строительства. И даже потенциальных инвесторов отвезли в олимпийский парк — на месте знакомить с реальным положением дел. На этом никто не делал акцента, но, по большому счету, наверное, именно возможность увидеть, что олимпийское строительство идет, и является главным прорывом этого инвестиционного форума. И, быть может, «глобальное потепление» для Сочи начнется именно с форума.

   Дворцы, стадионы, тоннели
   Знакомство с олимпийским строительством позволяет констатировать: оно пошло. Начаты строительством четыре спортивных объекта в Имеретинской низменности: ледовая арена для керлинга, большая и малая ледовая арена и ледовый дворец спорта. Проекты, готовые к реализации, есть у шести спортивных объектов, сметная документация готова для четырех. Но реально «что посмотреть» есть только на двух объектах олимпийского парка. Для малой ледовой арены «подготовлена строительная площадка». Под большой ледовой ареной для хоккея идет бетонирование колонн — фундамент планируют доделать в этом октябре, в основании ледового дворца для фигурного катания устанавливаются сваи.
   Проект дворца, в котором будут проходить соревнования по фигурному катанию, — над его воплощением трудится ЗАО «Ингеоком», интересен тем, что, заветами премьера, это будет сборно-разборное сооружение. Основательный фундамент, который сегодня со скоростью 40 свай в сутки делают строители, будет потом использован под иные строительные нужды. Само же сооружение из Сочи перенесут в какой-нибудь другой город и смонтируют там. Таков план. На деле же опыта создания разборных конструкций такого масштаба в России пока нет.
   Зрелищнее — на строительстве ледовой арены, которое ведет «Мостовик». Начали здесь работы в начале апреля, и сегодня уже первые контуры этого огромного многоуровневого, многофункционального сооружения заметны. Трудится здесь без малого 500 человек (процентов за 50 из которых прибыли из ближнего зарубежья). И к лету 2012 года здесь будет построен современнейший комплекс. Как выразился зам. генерального директора «Мостовика» Е. Филимонов, «мы сегодня строим так, чтобы в 2014 году это стало последним словом в создании подобных сооружений».
   Огромная работа видна и на строительстве совмещенной дороги в Красную Поляну. Эта дорога не просто важна для логистики, она же невольно стала главной ареной противостояния «Олимпиада — экологи». На этой трассе протяженностью всего 48 км будет 6 тоннелей общей длиной в 14,6 км, 41 мост и эстакада — общая длина 13,5 км. Как подчеркивают строители, которым проблемы с экологами абсолютно не нужны, работы ведутся сразу на множестве участков (в этом может убедиться каждый, кто проезжает по нынешней дороге в горы). Причем везде, где работы идут, они проводятся строго после получения всех экспертиз и разрешений. Заявляется, что не ведется строительство двух из 6 тоннелей по причине того, что экспертиза еще не готова.
   Но там, где к работе уже приступили, видны и их масштаб, и их скорость. Даже техническая дорога — сегодня доступная только для большегрузов, везущих стройматериалы, была сооружена в рекордные сроки — менее чем за полтора месяца. Самый показательный участок, который показывали инвесторам как символ успешно продвигающейся стройки, южный портал тоннеля № 1 совмещенной дороги. Строительство для РЖД ведет генподрядчик ОАО «Стройтрест». Тоннель продвигается от Ахштыря со скоростью от 3 метров в сутки. Причем работы ведутся так называемым «горным» способом — уже углубились более чем на 220 метров. Тоннельный комплекс № 5 идет еще быстрее — там пройдено уже 470 метров. Но проект у Ахштыря привлекателен своей «человечностью». Об этом практически неизвестно, но жители поселка, у которых дорога «обрезала» огороды, получили компенсацию, и сегодня в Ахштыре — легкий строительный бум.
   Не без оптимизма оценили инвесторы и положение дел в Некрасовке: строительство идет уверенными темпами. Ж.-К. Килли всем желающим его услышать многократно повторял, что он и его ведомство удовлетворены скоростью и качеством работ. Но инвесторам, как людям практичным, все же надо было олимпийское строительство хоть один раз увидеть. И так как возвращались они после олимпийской экскурсии по окрестностям Сочи в восторге, то, кажется, прав был А. Ткачев: «теплеет».

   Не только кризис, инвестиции, etc
   В дни форума произошло еще одно практически сенсационное событие. Из грузового отсека самолета, приземлившегося ночью в аэропорту Сочи, выгрузили контейнеры с леопардами. Новых жителей Красной Поляны несколькими днями ранее отлавливали в Туркмении — одном из немногих мест на планете, где этот вымирающий вид еще существует. Именно с этой пары привезенных хищников должно начаться восстановление популяции диких леопардов на Кавказе.
   Владимир Путин однажды уже демонстрировал свою любовь к этим хищным кошкам. Полюбоваться на новоселов и даже выпустить их в новые вольеры премьер-министр приехал вместе с членами МОК в первый в России специализированный центр по разведению и реабилитации леопардов. Заповедник начали строить одновременно с олимпийским центром. К людям дикие леопарды пока не привыкли.
   Делегация МОК назвала животных бесподобными, а в беседе с премьер-министром России члены Международного олимпийского комитета признались, что тронуты и экскурсией, и заботой о восстановлении живой природы.
   Сочинцы же были тронуты организованными в свободном просмотре показательными заездами болидов «Формулы-1» и нескольких гоночных авто, специально привезенных олимпийским «союзником» Сочи — «Мегафоном». Прибыла команда «Renault F1» — инженеры и специалисты по сервису и технической поддержке, демо-пилот Адам Хан и звездный пилот Renault Роман Грожан. Были и раритетные авто, созданные в различные сезоны для Королевских гонок. В показательных заездах гудели моторами два одноместных, двухместный и трехместный болиды. Команда «ING Renault F1 Team» объявила сочинский заезд финальным событием в своем календаре гоночных шоу 2009 года.
   И не менее громким, чем выступления болидов, стал концерт Deep Purple — основная изюминка культпрограммы. Для многих участников форума этот творческий коллектив стойко ассоциировался с первыми кассетными магнитофонами в студенческих общежитиях. Они выступили, как говорится, с «крепкой» программой, качественно отработав и вызвав положенную дозу ностальгии и разговоров «а поправились-то как, а лет-то им уже сколько, и ну дают!» Собственно, от монстров рока ничего иного и не ожидали. А вот подтвердятся ли ожидания — во многом оптимистичные, на которые есть основания надеяться по итогам прошедшего в Сочи форума, — покажет совсем скорое время. Ведь, перефразируя пессимистичного Г. Грефа, который на открытии сказал, что выход из кризиса — это начало следующего цикла следующего кризиса, можно с еще большей уверенностью констатировать: окончание форума — начало подготовки форума следующего.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT