О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

МОНОЛОГ ДЛЯ ОТДЫХАЮЩЕГО

   О, сколько нам открытий чудных готовит простое путешествие по окрестностям Сочи с приехавшими на недельку друзьями. Сколько вопросов, оказывается, можно задать о родном и привычном Ахуне! Сколько удивления местными обычаями отхватить на элементарном маршруте «на речку с шашлыками»! В какие тупики может загнать местного жителя местные же заградительные конструкции, если глянуть на них свежим взором отпускника! Вот краткий отчет по «сам себе экскурсиям» с визитершей Аленой из Краснодара. Вопросы Алены печатаются в сокращении.

   Ахун: их шашлык
   Одиннадцать километров идеальных по нынешним меркам серпантинов внизу. Лица из свеже-зеленых возвращаются к своим природным краскам, а с ними оживает и способность удивляться. Хотя эта способность была отбита, скорее, не тяжелым для вестибулярного аппарата заездом, а звонком в риэлторское агентство. У дороги — очаровательный многоэтажный частный дом, с надписью «продаю». А ты что, думала, в своем банке ипотеку взять, домик на Ахуне прикупить? Да ты, милая, фантазерка. Конечно, здесь не Рублевка, но это ж Ахун, да с видом на море! Ну и что, что канализации нет. Так здесь и с водой не все хорошо… В таком месте участок в 4 сотки стоит по кризисным временам два миллиона. Да что ж ты побледнела? Рублей — два миллиона! Смотри, зато какие очаровательные поросятки в лесочке гуляют. Нет, это не дикие кабаны. Это домашние свиньи так содержатся. Дубы, кстати, смотри, какие чудные. А как поднимемся, заметишь: с другой стороны в основном буковый лес. Шакалы здесь есть. Но мало, мало. Ты не бойся.
   «Так что, сюда заехать можно? Там же «кирпич» вроде». Это — для нас «кирпич», и мы пойдем пешком. А этот второй — «их» кирпич. А вон для «тех» кирпича вообще нет — совсем под башню заезжают. «В Сочи вообще часто ПДД имеет множество исключений для «тех» и для «них», как я погляжу». Ален, только не говори, что у вас ПДД для всех. В кафе зайдем после спуска. Видишь, не аншлаг пока. Это летом здесь придется столики загодя занимать. И чая из самовара с торчащим дымящим полешком выпьем… О! Новенький «зал» кафе — полукруглый, под тентом с полукреслами — в прошлом году не было. Нет, Алена, зачем официантка понесла в кафе ящик бутылок из-под виски, я не знаю.
   Подъем — 50 рублей. Да, лифта нет, не было, и не будет — высота всего 30 метров. А над уровнем моря — без малого 700. Башня, Алена, первое в Сочи сооружение, возведенное специально для показа туристам. Построили в 1936 году по проекту Воробьева. Нет, мусорки через каждые три метра поставили недавно. Эффект — поразительный, да? Смотри, это — «подводная лодка». Помнишь, мы там гуляли? Рядом — художественный музей, а во-о-он там Олимпиада будет. Да, высоток много… И кранов подъемных тоже. Красота вокруг, да?
   «Это что?». Это, Алена, гата. «Сама вижу, что гата. Почему по 40 рублей?».
   Алена, сейчас же отдай птичку. Ну и что, что тебе кажется, что она краснокнижный орел. Не видишь, люди работают. И обезьянку в руки не бери. Да, не кусается. И блох у нее нет. Только стоит она 200 рублей за кадр. И прекрати так реагировать на цены. Здесь — Сочи. И не садись на лавочки. Не видишь что ли: окрашено! К сезону готовимся. И будь человеком, слезь со свиньи. На ней же написано: кататься — 500 рублей.

   Мзымта: наш шашлык
   «А почему здесь шлагбаум?». Шлагбаум футуристически преграждает путь к полянке на берегу Мзымты. Вот просто: железная конструкция, замок — и пустота. Ты, Алена, как дитя малое. Ясно же, почему шлагбаум: огородили, чтобы чужие не заезжали. И чтобы не мусорили… Заметь, мусор перед загородкой есть, а после — цветочки (хотя объяснить этот феномен трудно). Может, человек хотел здесь уголок отдыха организовать: мангальчики в аренду, кафе для монополизации местного шашлычного рынка. Видишь, даже готовился к приезду проверяющих: смотри, какой щит. В лесочке у речки на фоне полной разрухи выделяется яркостью краски и строгостью надписи: «Щит пожарный». Его деревянная сущность даже удивляет: местечко-то костровое, почему он не пошел на угольки?
   А этот шлагбаум — потому что здесь «рабочий поселок». Не видишь что ли: блок-вагончики, ограда, техника. Они там и живут. Что строят? Естественно, Олимпиаду…
   И что тебя на совсем уж природу потянуло? Смотри: вот же куча обустроенных под шашлычки мест. Вход — 50 с человека. За машину — еще полтинник. Как за что? За место… 100 рублей — аренда мангала. Нет, дрова купим отдельно. Ох, надо было не заморачиваться с мясом, а здесь купить готовый шашлык. Зато чистота какая… И, пардон, уборная, а не кустики «запользованные». И не на деревяшках моститься, а в уютных беседках. Ты не смотри, что сегодня пусто. Летом будет занято все. Очень популярное место. И по большому счету — оправданно. Клумбочки свежевскопанные, евроконтейнеры, в одном месте — «зверинец» с кроликами и уточками. Уютно. Чуешь, и здесь краской пахнет — соседи по Мзымте крыши красят.

   Тисо-самшитовая роща: без шашлыка
   Вперед! Всего 300 метров по бездорожью — и мы у уникального сочинского места. Наверное, от «городской» дороги до рощи эти три сотни метров нарочито оставили. Здесь посетителей впускают в святая природных святых — в заповедник. «А что, туда нельзя?». М-да, экологическое просветительство прошло мимо. Знаешь, вообще-то, конечно, нельзя. С 1930 года нельзя, с тех пор как здесь заповедник. Но если очень хочется, то… Ну, лазят, конечно, по заповеднику — за всеми не уследишь. Но до первых лесников. А вот, кстати, и они.
   Вход в тисо-самшитовую рощу — дитя сталинского строительства курорта. Широкая лестница, изящные балясины, на всем — печать времени и свежая краска. Лесники занимаются «подготовкой к сезону» — обновляют краску. А запах какой! Несмотря на маляров, стоит сшибающий с ног запах леса.
   «У нас здесь, возможно, единственное место в Сочи, где не продают шашлыки и не торгуют водкой, — констатируют наши невольные экскурсоводы — сотрудники заповедника. — У нас тут вообще-то платно — 100 рублей для взрослых, 50 для детей и причисленных к ним категорий». Быстротечность времени и тысячелетия местного самшита особо подчеркиваются вывешенным у кассы запретом проносить на территорию рощи транзисторы.
   Бетонные дорожки выметены до стерильности, тишина в роще такая, что слышно, как самшит отращивает свои два сантиметра — норму на год. Летом здесь, конечно, людно, а сейчас на стоянке три машины — вот и все прогуливающиеся.
   Музей природы, деревьям — по 700 лет в среднем. А туристы сюда ходят лет последних сто. Первым вообще было хорошо — шли с местными проводниками. А это — византийская крепость, X век. Извини, а ты что надеялась здесь увидеть, Колизей? Ну да, руины. Заметь, мусора нет и здесь. За десять веков-то могло залежаться, а смотри — чистота-порядок. Да нет, это не к сезону. Здесь всегда так. Но, бывает, летом стадо свиней пройдет — банок накидает.

   * * *
   Ну, Алена, что понравилось? Зелень? Природа? Пальмы, говоришь… Знаешь, во что превращается склон Ахуна за две недели без уборки? А как выглядит «природа» после шашлыков средней компании, представляешь? А как приходится следить лесникам, чтобы отдыхающие не рвали с корнями реликты? Вы, отдыхающие, тоже нам нравитесь. Видите, ждем.

В роли гида невольно выступала Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT