О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Андрей НИКОНЧУК: «Хватит травить тараканов, пора серьезно работать»

   Как сделать Сочи чище? Что делать с несанкционированной торговлей? Чем помочь малому и среднему бизнесу? Еще несколько лет назад эти вопросы можно было в определенной степени отнести к разряду риторических. Сейчас ситуация меняется. Сочинская делегация сотрудников городской администрации на днях вернулась из Анапы. Там и город поменьше, и курортная инфраструктура попроще. Однако нам есть чему у них поучиться. И на фоне этого некоторые наши проблемы выглядят более остро. О бизнесе, самосознании и чистоте — наш разговор с руководителем управления потребительского рынка и услуг Андреем НИКОНЧУКОМ.

   — Летний курортный сезон сейчас в самом разгаре, но известно, что он выявил ряд проблем. Каков их характер и каким образом предстоит их решать?
   — Действительно, нам есть над чем поработать. Сейчас мы анализируем недостатки и формируем по ним программу действий, чтобы к следующему сезону с ними уже не сталкиваться. И одна из наших постоянных бед — несанкционированная торговля. Она активизируется летом не только в Сочи, но и в других курортных городах. Только вот у нас она принимает какие-то уродливые черты. Но мы сейчас находимся в состоянии постоянного мониторинга ситуации. И от методики всевозможных плановых и внеплановых рейдов постепенно отказываемся в пользу постоянного всеобъемлющего контроля ситуации. Действия администрации должны быть направлены на то, чтобы показать, рассказать и объяснить человеку, что он — частичка той системы, которая формирует федеральный курорт, курорт мирового значения. Ведь когда одна проблема цепляется за другую, то их образуется целый ворох. К примеру, необходимость благоустройства и наведения порядка. И в плане чистоты и в плане внутриорганизационном. Это ответственность любого предпринимателя. Он должен позаботиться о том, чтобы вокруг стояли мусорные урны, чтобы была табличка организационно-правовой принадлежности объекта. Если же это объект общественного питания, то должен быть внутренний производственный контроль, выстроена четкая система менеджмента. Ведь как приятно зайти в кафе или ресторан, где чистые окна, не прожженные скатерти, не отколупленная посуда, где меню обновляется от сезона к сезону. Это вроде как само собой разумеющиеся вещи, но почему-то наблюдаем мы их далеко не везде. Зато все время твердим, что Сочи — это курорт. А что такое курорт? Это чистота, безопасность, привлекательность, дружелюбие, в конце концов. В той же Анапе это есть. А у нас пока не везде и не всегда.
   — Что больше всего вас поразило в Анапе? И можем ли мы сделать лучше?
   — Да сделаем мы лучше! Только вот не нужно стесняться брать пример. В принципе, мы увидели всю ту специфику, которая свойственна любому курортному городу. Но что приятно удивило, так это чистота на улицах и на пляжах, а еще то, что работа по наведению порядка и по контролю за ним ведется постоянно. Поверьте мне, у каждой бочки с квасом там стоят веник, швабра, ведро. Оборудование объектов питания в большинстве случаев не может сравниться с сочинским, но там все объекты чистые. Возле каждого — мусорный контейнер. А у нас до сих пор думают — поставить, не поставить… И выкидывают мусор куда попало. Каждый кусочек зеленой зоны в Анапе благоустроен. Он создает ощущение теплоты и ухоженности. Мы же, имея лучшие по красочности, по масштабности, по флористике территории, утешаем себя тем, что субтропики — это уже хорошо. Нет! Нужно прилагать усилия, чтобы это было действительно хорошо.
   — Анапский успех — результат административного воздействия? Или внутреннего самосознания горожан?
   — Административное воздействие — это как топливо для ракеты. Только толчок. Дальше действуют уже законы физики. Так же и здесь. Административное воздействие помогает понять человеку, что о нем помнят, что уделяют ему пристальное внимание. И тогда человек начинает сам убирать, следить за территорией и вряд ли уже станет продавать, к примеру, пирожки сомнительного производства на жаре, да еще без всяких законных на то оснований. Ведь это и удивило, и восхитило в Анапе одновременно. Идешь по набережной, мимо даже самого простенького объекта — люди выходят и сами убирают, сами подметают, сами поливают цветы. А что у нас? Для ряда наших предпринимателей уборка два раза в день — уже достижение. А посмотрите на ресторан неподалеку от морпорта. Все шикарно, красиво. И деньги вроде бы за озеленение заплатили. Не знаю, правда, кому. Потому что ни зелени, ни цветов там не видно. Из таких мелочей и складывается общая картина курорта. Да и посетителей зеленый тенистый уголок наверняка привлекал бы больше. Но о таких вещах должен думать сам предприниматель. Ведь это его бизнес и его доход. Или вот как зачастую происходит — стоит магазин, большой и красивый. А заглянешь за него — увидишь горы хлама. Потому что владелец не посчитал нужным приобрести евроконтейнеры, а скидывает коробки на задний двор, вывозя их в лучшем случае раз в день куда-то там на контейнерную площадку. Как мы можем ратовать за порядок в городе, когда порою сами сидим по уши в грязи? Одного снобизма, что Сочи — федеральный курорт, а потому лучший в России, уже недостаточно. Менее крупные курорты в свое время быстрее нас поняли, что им нужно делать, чтобы выживать. И выжили. И даже начали обгонять нас в чем-то. И теперь некоторым вещам могут еще и нас научить. Хотя я считаю, что учиться никогда не зазорно.
   — Выходит, надо менять менталитет?
   — Его как раз — в первую очередь. Нам нужно уметь показать, выгодно представить свой курорт. Нужно сделать все для того, чтобы он был уютным, красивым и чтобы отдыхающие чувствовали, что здесь их ждут. А для этого не надо много делать. Всего-то кое-где подправить, нанести штрихи, добавить лоска, да и просто лишний раз подмести. К примеру, выходим мы в микрорайон Кудепста… Я молчу уже про внешний вид объектов, который зачастую оставляет желать лучшего. Но когда начинаем объяснять реализаторам, директорам, что необходимо убирать, это порою воспринимается в штыки: «А зачем убирать? Я же здесь товар принимаю!». Нет же! Вы здесь работаете. Не будет людей, не будет гостей — не будет и работы. И товар не придется принимать, потому что никто покупать его не будет, он окажется никому не нужным. Вместе с тем власти всех уровней должны поддерживать малый и средний бизнес, это жесткое требование президента России. И мы сегодня сталкиваемся с тем, что несанкционированная торговля душит законопослушных предпринимателей. Малый бизнес задыхается. На одного честного предпринимателя приходится несколько нелегалов. Они ставят незамысловатые лотки чуть ли не под дверями магазина и продают аналогичный товар за меньшую цену. Потому что не платят ни аренду, ни налоги. И товар закупают непонятно где. Работают лишь себе на карман. Но из-за таких случаев демпинга цен честный предприниматель не может развивать свой бизнес. Поэтому противодействие несанкционированной торговле направлено не только на то, чтобы наказать и призвать к порядку, но и чтобы помочь избавиться малому и среднему бизнесу от всевозможных «наростов», из-за которых он не может развиваться.
   — А у вас не возникает ощущения, что борьба со стихийной торговлей напоминает порою травлю тараканов? Вроде бы травишь, а через неделю приезжаешь — все на своих местах.
   — Не люблю, когда звонят журналисты и спрашивают: «А вот у вас там намечаются рейды…». Вот если будут «намечаться рейды», то это будет травля тараканов. Ведь тараканов выводят не тем, что подсыпают яд, а тем, что моют посуду и выключают краны на кухне, чтобы они не текли. Рейды не нужны! Нужна четко сформированная система. Каждодневная, постоянная работа с привлечением общественности. Не люблю сравнивать и убежден, что Сочи все равно лучше. Но почему в той же Анапе народные дружины могут дежурить каждый вечер, и когда человек идет с банкой пива по набережной, говорить ему, что это город-курорт и что здесь не принято распивать спиртные напитки на улице. Меня порою спрашивают, а какие санкции применять? Да не надо санкции применять! Если пять взрослых человек подойдут к одному взрослому человеку или несколько раз вам скажут, что здесь пиво пить нельзя… Мы же все вменяемые люди! В следующий раз этот человек пиво пить здесь уже не будет.
   — Вы действительно верите, что перемены в сознании людей возможны?
   — Я верю, что они неизбежны. В Сочи уже начинают появляться народные дружины, подобные тем, что мы видели в Анапе. В сельской местности, в спальных районах они более активны, чем в центральных частях города. Но это вопрос времени. Сейчас рассматриваются варианты поощрения, стимулирования этих людей. Проводится постоянная работа с предпринимателями. И бизнес начинает откликаться. В конце концов, люди понимают, что их благосостояние зависит именно от этого. Они начинают мыслить перспективой. И от сиюминутной выгоды менять приоритеты на дальнейшее развитие бизнеса. А это радует. Значит, в конечном итоге мы научимся подметать, платить налоги и с элементарным уважением относиться к тем, ради кого, собственно, бизнес и работает.

Беседовал Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT