О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ОПЯТЬ НЕ НАШ МЕТОД

   Середина августа для Сочи традиционно самый жаркий период: в море — уже максимум отдыхающих, а впереди еще самый богатый бархатный сезон. Но каким бы отпускник ни был — с семьей или с желанием завести курортный роман, снимающий сарайчик под Вардане или «пять звезд» в центре Сочи, ему всегда будут нужны хлеб и зрелища, предприятия питания и приличное экскурсионное обслуживание. Обстановка с «хлебом» довольно ясна: достаточно пройтись по вечернему Сочи и оценить количество пустых мест за столиками в прибрежных кафе или попытаться в обед поесть не сильно дорого и относительно вкусно. А вот состояние «зрелищ» — уже не первый год на верхних строчках хит-парада сочинских курортных бед, причем сильным разнообразием проблемы экскурсионной отрасли не отличаются. Равно как и методы борьбы.

   О состоянии сочинских объектов показа, весомости побочных затрат «на маршруте» и «ненавязчивости» услуг знает каждый экскурсант. То цена на джипинг или подъемники окажется в полтора раза выше указанной на штендере экскурсионной фирмы, то на маршруте окажется ресторан, в котором все прибывшие на экскурсию должны отобедать «иначе — мотивирует экскурсовод — люди обидятся». Совсем недавно поваленное дерево пролежало на дорожке, ведущей к водопаду, больше недели, пока субарендаторы, арендаторы и настоящие владельцы рекреационного объекта решали, кто же должен его с тропинки спихнуть. Примеров у каждого масса. И, тем не менее, Сочи — сказочный край, и чтобы попасть на экскурсию, достаточно просто купить билет у реализатора в любом удобном месте, соответствующе обуться, взять теплый свитер на случай пещер, и вперед, по субтропикам.
   Проблемы у тех, кто экскурсии организует, начинаются уже на стадии продажи билетов. Как признаются экскурсоводы и реализаторы, отдыхающие в России, несмотря на возможное попадание под ковровую бомбардировку бутылками с зажигательной смесью типа «местный коньяк» — очень дисциплинированные и достаточно вежливые. Да, если из-за пробок экскурсионный транспорт опаздывает к площадке посадки на 40 минут — ни один курортник такое с улыбкой не выдержит. Но если скинуть местными особенностями обусловленный форс-мажор, получается, что проблемы у экскурсионных фирм идут от них самих.
   Реализатор билетов для экскурсионной компании — вот и лицо фирмы, и актер, и главный финансовый форпост: как он отработает, так и будут идти дела у экскурсоводов, водителей и прочих обслуживающих на маршруте. Текучка этих кадров бьет все рекорды: по 8-12 часов на жаре общаться с такими разными людьми — работа не для слабых духом и телом. К этим не самым приятным моментам работы из года в год прибавляются внутрикорпоративные конфликты. Точки реализации экскурсионных билетов легальные ругаются за место под солнцем с точками нелегальными. И наоборот. Бороться приходится: от расположения точки зависит ее экономическая эффективность.
   В прошлом году легальных мест реализации экскурсионных билетов по дислокации управления по курортному делу и туризму было 257 — в Лазаревском районе, 253 — в Адлерском, около 60 — в центре и порядка 15 — в Хосте. В этом году, к примеру, в Адлере, количество точек было сокращено вдвое, до 124. Причина сокращения — явный, взглядом непредвзятым видный «перегруз». Увы, это был визуальный эффект. На самом деле, по мнению профессионалов экскурсионного бизнеса, в разгар сезона работало около 900 точек. То есть почти половина была «в тени». И в этом году в тени же и осталась, порождая типичную ситуацию: нет точки в дислокации — нет у нее проблем. Даже проверить ее намного сложнее, чем точку с документами, налоги платящую, реализаторов на работу по ТК принимающую.
   Как ни странно, в экскурсионной отрасли самым «порядочным» сезоном было лето-2006. В тот год экскурсионным фирмам пришлось буквально покупать свои точки реализации экскурсионных билетов. Называлось это, напомню, конкурсом с использованием балльного принципа. И немаловажным фактором в начислении баллов было наличие у фирмы киосков установленного образца. Но кроме баллов действовали в том конкурсе и «просто деньги»: точки распределялись буквально с аукционного молотка, и право работать на проходном месте стоило от 100 тысяч рублей. Были места и в несколько раз дешевле, но гораздо менее привлекательные. Затратив такие суммы, предприниматели экскурсионного бизнеса сами заботились о том, чтобы нелегалы рядом не стояли, используя подчас непечатные методы, а руководители туристической отрасли города называли замену контролирующих органов полевыми игроками бизнеса «саморегуляцией рынка». Меж тем, даже в этом году легальная аренда 3 квадратных метров городской земли под легальную точку реализации экскурсионных билетов стоят 5300 рублей за сезон.
   К счастью, в этом году таких весомых первоначальных вложений от предпринимателей не потребовали. Но цены на экскурсионное обслуживание в Сочи все равно выросли: на так называемые «короткие» маршруты — примерно на 50 рублей, на «дневные» — до полутора раз. Жиреть экскурсионка от этого не стала: как была средняя рентабельность бизнеса на уровне 15-18 процентов, на том и стоит. Дорожающий бензин и растущие накладные расходы съедают разницу.
   При этом нелегалы имеют фору, а значит, и дают ценовую фору отдыхающим, отчаянно демпингуя. Иногда нелегалы работают нагло: вообще без документов, удивляя своих легальных коллег терпимостью со стороны проверяющих. Но вопросы «крышевания» пусть поднимают правоохранительные и контролирующие органы. Чаще же фирма оформляет 2-3 легальные точки, платит с них налоги — а для экскурсионных фирм это, как правило, 6 процентов с оборота. Одна известная, давно работающая фирма, имея документы на 7 точек, — выставляет до полусотни…
    В этом году эти две простенькие схемы работают настолько регулярно и эффективно, что у фирм, старающихся работать с минимальными нарушениями кодексов, продажи упали вдвое!!! Конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в этом году реклама города оказалась намного слабее антирекламы, и слухи о том, что Сочи закрыт на олимпийскую стройку, в северных широтах живее всех живых, а следовательно, и отдыхающих не так много, как хотелось бы. И все же падение вдвое — это слишком.
   На первый взгляд — пусть все работают. Ну, там, «семьи кормить» или «легально не заработаешь — коррупция», а то и «законно не откроешься — задушат» или еще что-нибудь душещипательное можно придумать в оправдание работающих на затертых годами столиках-стульчиках под выгоревшими зонтиками со страшненькими рекламными уголками. Если народу нравится и покупает — пусть так и будет. В такой ситуации попытки МУП «Центр развития курортного комплекса города Сочи» создать единый сочинский экскурсионный бренд, разработать логичную схему дислокации точек реализации билетов, отработать логистику — смотрятся безусловно нужными, хотя и видно, что насаждать даже эти крайне необходимые нововведения придется методами нерыночными.
   Но как только жареный петух начнет клевать — и выяснится, что и содержание экскурсии ниже некуда, и транспорт — ветеран автосвалок, и — не дай-приведи — на маршруте что-то случится, тогда отдыхающий может далеко пойти: были случаи, доходили до краевого департамента по курортам и туризму, провоцируя по Сочи проверки, странным образом накрывающие, опять же, законные точки. Хотелось бы, чтобы наши внутренние экскурсионно-контрольные проблемы не касались отдыхающих. Но как долго метод решения этих проблем будет тайной для тех, кому положено их решать?

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT