О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Сезон пошел

   При разработке бизнес-идеи сочинской выставки «Курорты и туризм» было решено делать ее «для внутреннего пользования» — на эту ярмарку фирмы, работающие с путевками выездного туризма, даже не приглашали, выйти на международный уровень — не планировали. Главная задача, которая стояла перед этим форумом, — напомнить россиянам, что у них есть Черное море. Этой же выставкой-ярмаркой последние 13 лет торжественно, пусть и с должной долей юмора, открывался курортный сезон России. От традиции не отошли и на этот раз, так что пусть до пляжного сезона далеко, пусть главные туристические выставки страны еще впереди, а игроки турбизнеса и сами города-курорты начали уже свое большое состязание.

   Сочинские «Курорты и туризм» — единственная выставка в стране, собиравшая операторов только внутреннего туризма. К сожалению, России опять приходится «идти своим путем», изыскивая своеобразные методы привлечения не только российских отдыхающих, но и российских продавцов туристических услуг. Последним вот уже второй десяток лет подряд выгоднее и интереснее работать на выездной туризм: обороты там выше, цены — все еще ниже, проценты неплохие… Впрочем, в этом году впервые за всю историю выставки-ярмарки «Курорты и туризм» организаторы отошли от постулата «для внутреннего пользования»: на выставке, пока скромным и небольшим одним стендом, экспонировалась Малайзия с белопесчаными пляжами своих островов, потихоньку подтягиваются страны Средиземноморья. Хорошо хоть дружественный туризм Турции и Италии пока не отметился. Остальные же участники выставки — на этот раз их было почти четыре сотни — были более традиционные: как и прежде, огромную часть экспозиции взяли сочинские отели, санатории и пр., как и на предыдущих выставках, мощным блоком выставилась Анапа, как всегда, упирали на уникальные лечебные возможности Кавказские Минеральные Воды.
   Сочинские средства размещения пока не часто ставят себе «в плюсы» бальнеологический фактор, хотя, казалось бы, в городе, куда сначала ездили «на воды», а уж потом принялись ездить «на моря», на этом можно неплохо сыграть. Стоимость лечения — в том числе и курортного — в России значительно (порой, на порядок) ниже, чем за рубежом. Новый заместитель главы города по санаторно-курортной отрасли В. Шашкин отметил, что потенциал развития курорта — именно в бальнеологической сфере. При этом Вячеслав Анатольевич напомнил и о том, что МОК во время визита экспертной комиссии тепло отзывался о нашем номерном фонде. Так что судьбу Сочи как горнолыжного курорта можно считать решенной, а вот нашей бальнеологии требуется реабилитация и восстановление. Но и на эту выставку только «Мацеста» вышла именно как здравница, с предложениями не просто хорошо отдохнуть, но и вложить время и средства в собственное здоровье. Нам есть для кого развивать бальнеологический курорт: по довольно оптимистичным прогнозам В. Шашкина, в этом году в Сочи приедут не менее 5 млн туристов. К сожалению, не все из тех, кто уже приехал, и «просто сочинцы» смогли оценить на выставке базу — лечебную и просто курортную — родного города. С этого года вход на выставку — платный. Организаторы такое положение дел оправдывают желанием обеспечить присутствие на выставке исключительно посетителей-специалистов. Сумма не велика — 100 рублей, но платить за то, чтобы посмотреть рекламу, — готов не каждый даже заинтересованный горожанин и просто отдыхающий. Меж тем кулуарно кое-кто из сочинских владельцев отелей жаловался на то, что, мол, завалили в этом году «новогоднюю рекламу», а заодно по-прежнему сетовал, что денег на рекламу города выделяется с каждым годом… не больше. Рекламный бюджет Сочи состоит из двух неравных частей:100 млн рублей работают по комплексной программе рекламы, еще 14 млн — выделены в этом году из бюджета Сочи.
   Существует и прямо противоположное мнение — зимней рекламы для Сочи на сегодняшний день достаточно. Полуторачасовые очереди на канатно-кресельную дорогу в кафе, в которых приходилось отстаивать любителям сочинских гор в рождественские каникулы, яркая тому иллюстрация. «Реклама олимпийского Сочи все равно работает на нас, — утверждает коммерческий директор гостиницы «Приморская» Е. Величко. — Нужно просто не отходить от хорошего принципа соответствия цены качеству и всегда стараться работать так, будто делаешь это для себя. Тогда будет все: и уместное строительство, и улыбки, начиная с аэропорта, и развитие инфраструктуры». На прошлогодней выставке «Приморская» вышла с интересным маркетинговым ходом: продавать путевки на зиму 2014 года и, как видим, не прогадала, так что рекламной интуиции можно доверять.
   Соотношение цена-качество по-прежнему, увы, играет не в нашу пользу. Цены на путевки растут — и это диктуется рядом объективных факторов. Большинство путевок прибавили в прайсе 7-10 процентов. Но ценовая политика, которую санатории и пансионаты планируют придерживаться в наступающем сезоне, довольно показательна. К примеру, в большинстве сочинских средств размещения существует «гибкий прайс» — это мировая практика, это нормально. Ненормально другое. К примеру, заявленная на выставке цена двухместного стандартного номера 1 койко-день) в сочинском санатории «Беларусь» на март составляет 1610 рублей — в эту сумму включено трехразовое питание и лечение. Этот же номер с таким же пакетом услуг в июле-сентябре стоит уже 3250 рублей. Санаторий «Виктория» в Ессентуках тоже не идет против возможности увеличить цены к лету. Если в марте 1 место в двухместном стандарте стоит 1205 рублей, то в июле — 1286 рублей. Чувствуете разницу?
   Из тенденций турбизнеса, которые явно стали заметны на форуме, — возросший интерес к «корпоративам». Вывозить коллективы на приморские тренинги, собирать важные совещания в расслабляющей обстановке Сочи явно становится хорошим тоном. а и саму выставку по-прежнему можно считать самым крупным — масштаб всей России — корпоративным мероприятием туристического бизнеса. Собираются профессионалы, чтобы не только продать путевочные пакеты, показать, что новенького, сверить часы. Для них самих предусмотрена довольно объемная развлекательная и деловая программа. Еще до начала работы ярмарки для них были организованы выезды к сочинским достопримечательностям. В маршруте — 84 сочинских объекта показа, и сам выезд — своеобразный экзамен для Сочи: профессионалам наспех придуманную легенду не расскажешь.
   В первый же выставочный день прошел круглый стол по основным направлениям туристской отрасли при участии представителей Российской гостиничной ассоциации, Российского союза туриндустрии, представителей администрации края и Сочи, руководителей предприятий санаторно-курортной отрасли. Все дни работы выставки шли семинары, конференции, была презентована специально изданная к выставке книга «Курортология для всех». И главное: профессионалы — и предлагающие услуги, и продающие их — получили возможность посмотреть друг другу в глаза, реально оценить, пощупать главный товар, который Сочи может предложить, — хорошо подкрепленное материально, уверенно стоящее на солидной лечебной базе гостеприимство.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT