О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

«А» и «Б» романа с… санаторием

   Анализ проблем, с которыми сталкивается курортная отрасль Сочи год от года, показывает, что… сезоны приходят и уходят, а проблемы остаются прежние. Руководители санаториев, пансионатов, гостиниц и т.п. главными проблемами отрасли видят недостаточную рекламу: и мало ее, и Сочи как курорт не пропагандирует, а также инфраструктурные минусы, которые бьют не только по санаторно-курортной отрасли. Но дело не только в этом.

   Рекламные моменты
   По итогам опроса руководителей предприятий санаторно-курортной отрасли главное, чего им не хватает в их трудовой жизни для круглогодичной загрузки, — порядочной рекламы. Рекламный бюджет Сочи составляет около 15 млн рублей в год. Это с учетом размещения в федеральных СМИ не так уж и много. Другое дело, что Сочи все еще позиционируется как место: а) пляжного романа, б) Олимпиады, в) продажи квартир. О собственно курортном факторе если и упоминается, то вскользь. Результат: истинные курортники — те, кто едут именно лечиться, — круглый год покупают путевки в Кисловодск и Ессентуки. Хотя и санатории там ничуть не выше уровнем, и сервис родной, постсоветский, но 90 процентов номеров там работают круглый год.
   Впрочем, на волшебную силу рекламы уповают далеко не все. И чем выше межсезонная загрузка у предприятия, тем меньше требований к рекламному продукту. Руководители «Черноморья» и «Мыса Видного», круглый год не имеющих свободных номеров, дуэтом утверждают, что им реклама не нужна… В «Черноморье» 90 процентов отдыхающих — постоянные клиенты, остальные 10 приезжают по рекомендации знакомых. Кому-то пример санатория с небольшим количеством номеров и пятью звездами может представляться не самым показательным по Сочи. Но в санаториях «Заполярье», им. Фрунзе, им. Дзержинского тоже проблем с отдыхающими, в том числе и на «коммерческие» номера, нет.
   Малый бизнес — мини-гостиницы — тоже утверждает, что за 4 года работы на доброе имя в рекламе их средства размещения перестают нуждаться полностью. Большинство из них, если не по уровню сервиса, то по отношению к каждому клиенту, даст большую фору крупным собратьям-санаториям. И на их «маленьком» примере особенно видно: не все «минусы» наши средства размещения зарабатывают себе сами. К примеру, мало кто из отдыхающих настолько глух, чтобы простить Сочи «дизельное» электрообеспечение.
   Из конкретных провальных примеров, которые привела владелица одного из таких средств размещения, — пляжи. Ее предприятие работает по договору с пляжем курортной поликлиники. Казалось бы, закрытая территория, арендаторы готовы платить за некоторую пляжную приватность. Но «это же просто «здравствуй, ужас!» — эмоционально, зато очень четко обрисовывает ситуацию предприниматель. Этот «ужас» относится к таким прелестям как деревянные шезлонги и прочее убожество на фоне мусора. И это при том что всего в нескольких сотнях метров — и прекрасные, хотя, увы, закрытые пляжи «Черноморья» и «Синего моря», и ухоженные «городские».

   КПД ФЦП
   Впрочем, состояние пляжей не самый главный камень преткновения. Есть проблемы из разряда не новых, которые никак с мертвой точки не сдвинутся. Конечно, летом пляж — основа сочинских основ, и 140 километров его полосы вдоль Большого Сочи, нагруженных сотней километров железнодорожного полотна, — спорное, но неизбежное (пока) соседство. Переезд от аэропорта до поселка Адлер обходится в среднем в 1000 рублей (до четырех пассажиров в машине), причем прорваться сквозь строй таксистов на летном поле к маршрутному такси по-прежнему не просто. Махрово и малозаконно цветет палаточная торговля. Отнюдь не плюсом Сочи являются горящие свалки Лоо и Адлера — об очередном возгорании здесь узнает все живое в радиусе не менее 15 км. Из регулярно к пляжному сезону выплывающих страшилок — отсутствие нормальной системы канализования.
   Некоторые санатории требовали решить эти проблемы вчера. Поголовно все эти болевые точки так или иначе зафиксированы в Федеральной целевой программе развития Сочи как горноклиматического курорта, а значит, и средства, и возможности для их решения есть. Только на 18 глубоководных выпусков выделено по 95 млн рублей на каждый. Главное в такой ситуации — не упустить благоприятно складывающийся момент. А мобильности курортным структурам хватает — факт.

   Действующие и бездействующие лица
   «Чтобы к нам ехали в межсезонье, объект должен быть привлекательным для клиента. И еще тот должен получить полный комплект санаторных услуг и гарантию того, что не останется без света», — уверена руководитель санатория «Мыс Видный». Но по рейтингу проблем, составленному на основе опроса руководителей здравниц, второе печальное место занимает не спектр и уровень оказанных услуг, а кадровый вопрос. И, что самое неприятное, меры решения этой проблемы в санаторно-курортной отрасли находятся в стадии «изобретения велосипедов». «Я каждое лето привожу в Сочи по 60 студентов для работы в пищеблоках!» — ужасается кадровой ситуации генеральный директор «Адлеркурорта», председатель профильного комитета ЗСК М. Миленин. Эти студенты проживают в том же санатории, и их работа считается производственной практикой. Руководитель «Заполярья» тоже озадачен кадровыми вопросами: средний возраст сотрудников его пищеблока -50 лет. Предложение: создать обучающий центр на базе, к примеру, СГУТиКД, чтобы в Сочи готовить собственных инженеров-технологов. То есть руководители даже солидных санаториев не знают, что в Сочи, на базе одного из престижных вузов и технологов уже готовят, и возможность попрактиковаться в специальном учебном ресторане предоставляют — только бери, принимай на работу молодых специалистов.
   Но если бы кадровые проблемы решались только методом повышения квалификации персонала… Главное, чего нам не хватает, так это элементарного уважения к отдыхающему.
   Чтобы персонал улыбался и здоровался — не надо больших материальных затрат. Чтобы гость был главной фигурой не только до того, как заплатил в кассу за путевку, надо просто хорошо работать. А если руководитель предприятия раз в сезон переночует в собственном санатории, он будет знать, почему важно, чтобы бачок не сипел, шпингалеты работали и сколько каналов показывает телевизор в номере. И как действительно соотносятся цена и качество. Важные знания, которыми отнюдь не каждый директор владеет.

   Считая рубли
   Реализация путевок сегодня идет, как правило, по следующей схеме. Санаторий предлагает пакеты туристическим фирмам. Такие контракты те, кто не имеют давно проверенных партнеров, заключают на профильных выставках. При нормальном действии такой схемы стоимость путевки в службе приема санатория и у туроператора не отличается, а живет туроператор за счет скидки, которую ему предоставляет санаторий «за опт». На деле же турагентства крупных городов России — главные поставщики отдыхающих в наши теплые края — просят у санатория 11-15 процентную скидку, а за «услуги агента» берут с потребителя дополнительную плату — около 3000 рублей.
   Аэроперевозчики готовы предоставить турфирмам свои дешевые пакетные продукты. К примеру, при договоренности крупного авиаперевозчика — формата «Аэрофлота» — с туристической фирмой о том, что турфирма выкупит 50 процентов мест в аэробусе, цена билета Москва — Сочи может быть и 500 рублей. Но как санатории не могут договориться с обучающими предприятиями, так и турфирмы никак не найдут совместный интерес с авиаторами. В результате перелет может встать в ту же сумму, что и трехдневный отдых в Сочи, а это, знаете ли, отнюдь не привлекает. Уже хотя бы потому, что три дня в «трех звездах» Анталии с авиаперелетом обойдутся по цене билета Москва — Сочи. Правда, лечения на пляжных зарубежных курортах не жди, а если оно и будет, то по такой цене, что и болеть расхочется.
    Казалось бы, добро пожаловать на лечебный курорт Сочи. Но в рекламе Сочи по-прежнему место: а) пляжного романа, б) Олимпиады, в) покупки квартиры… А значит, средняя загрузка сочинских здравниц и этой зимой по-прежнему не выйдет за пределы скромных 60 процентов.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT