О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НА РЫНКЕ НЕТ БАЗАРА

   Рынок найти просто, даже если в Сочи ты первый раз. Чем ближе подходишь к нему, тем больше мелких торговых точек и индивидуальных коробейников. Ими, как ракушками днище старого корабля, облеплен он со всех сторон. Наверное, здесь сама давно устоявшаяся атмосфера, густо настоянная запахами хачапури, жареного мяса и вареной кукурузы, взывает: «Купи — продай!». И многие покупатели, особенно из отдыхающих, еще не доходя до ворот ЗАО «Маркет», достают из кошельков свои кровные. Да и как устоишь, если приехал с Севера, куда так и не удалось «затащить» кукурузу самому Никите Хрущеву, а здесь она своими сочными ароматами кружит голову на каждом углу.

   Я лично шарахнулся от торговца, расположившего сумку с горячей кукурузой прямо на тротуарной плитке. И не потому даже, что из-за недавно прошедшего дождя под этой плиткой хлюпала грязь. На сумке лежал «ценник»: «Берыте! Горячий кукуруз — 20 руб». Но я вернулся, чтобы расспросить продавца о торговле. Он ничего и не скрывал:
   — Хорошо идет торговля! С утра третью сумку продаю. Почему не иду на рынок торговать? А зачем мне эта канитель — и здесь хорошо берут. Да и делиться ни с кем не надо!
   Разумеется, ни о каких законах о торговле, о наведении порядка на рынках он не слыхивал. Всегда так торговал — и ничего. А между тем, и его все же ждут другие времена. Закон о розничных рынках, инициированный президентом Владимиром Путиным, с 1 августа обрел форму конкретных действий, которые уже на практике сказываются в работе рынков и тех, кто на них торгует. Напомним, что еще в конце прошлого года президент потребовал срочно навести порядок на торговых рынках, избавить их от «полукриминальных элементов», бесконечных посредников и нелегальных мигрантов.
    «То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом — беспредел», — для характеристики ситуации Владимир Путин использовал максимально доходчивую терминологию. Новый закон о рынках и стал инструментом наведения порядка. Кое-где его поняли, правда, по-своему: не пущать — и все! Сначала «поперли» иностранцев, потом своих. В торговом центре «Юбилейный» тридцать предпринимателей выдворили на улицу: и пенсионеры, старики подались в центр за покупками. Так в администрации ТЦ поняли новый закон. Пояснения вынужден был давать начальник управления потребительского рынка и услуг администрации города Андрей Никончук:
   — Администрация города с такой инициативой не выходила. Более того, велись переговоры о том, чтобы ТЦ «Юбилейный» подал заявку и его внесли в реестр для получения разрешения на эти торговые ряды розничных услуг.
   На центральном рынке города ЗАО «Маркет», в отличие от «Юбилейного», пустующих рядов нет. Здесь правильно оценили требования нового закона и стали применять его с возможной эффективностью.
   Виталий Силаев, исполнительный директор ЗАО «Маркет» рассказал:
   — Теперь рынком руководит управляющая компания. Нами подготовлен паспорт безопасности, в том числе и антитеррористической. Все это согласовано с федеральными службами — пожарной охраной, УВД города, федеральной службой безопасности.
   В соответствии с миграционной политикой, предоставление торговых мест на рынке иностранным гражданам производится только при наличии разрешения на трудовую деятельность. Количество таких лиц резко ограничено. Для создания конкурентной среды на рынке и товарной демонополизации определен льготный порядок предоставления торговых мест сельхозпроизводителям, фермерам, лицам, имеющим подсобные личные хозяйства, а также занимающимся садоводством и огородничеством. Заключаются договора между управляющей компанией и торгующими о предоставлении торгового места в аренду. На каждого продавца теперь заводится специальная карточка. Без нее место на рынке не предоставляется. Карточки эти — именные, с фотографией, в них указываются анкетные данные, в том числе и сведения о гражданстве, правовые основания торговой деятельности: предприниматель, реализатор или лицо, имеющее подсобное хозяйство. В ней же обозначается номер торгового места в соответствии со схемой дислокации рынка. Все карточки сведены в реестр договоров управляющей компании, которая сохраняет их и, по мере необходимости, вносит в них изменения. Она и предоставляет имеющиеся у нее данные по требованию надзорных органов.
   — Думаю, что исполнение федерального закона значительно улучшит торговую деятельность рынка, повысит ответственность перед покупателями как управляющей компании, так и непосредственно продавцов. Это положительно скажется на уплате налогов, повышении культуры обслуживания, стабилизации цен, — делает вывод Виталий Силаев.
   Хотя и у управляющей компании возникают вопросы — не все еще достаточно ясно в применении закона.
   — Закон, по-моему, учел не все жизненные моменты, которые могут возникнуть при его реализации. Мы сейчас обратились за разъяснением в управление потребительского рынка администрации города, например, по вопросу применения тех же персональных карточек продавцов. Ну, стоит ли заводить такую карточку на того, кто пришел на рынок, так сказать, разово? Человек собрал со своего участка арбузы. Получилось много — полмашины может продать. А больше у него ничего нет. И до следующего сезона тоже не будет. Вот любит он выращивать арбузы — и все. Мы с него требуем 6 фотографий, все положенные документы, в том числе определяющие правовые основания занятия торговой деятельностью. Конечно, люди начинают искать пути попроще. Например, сдать продукт перекупщику или встать на обочине дороги. Да что там арбузы! Что делать с бабушкой, которая принесла связку зелени или корзину яблок? Мы что, будем объяснять ей про карточку продавца, антитеррористические мероприятия, а потом еще посылать в фотоателье? Это все равно что просто вытолкнуть таких продавцов за территорию рынка. Они свой товар продадут и там, — сетует В. Силаев.
   Не думаю, чтобы закон запрещал пускать на рынок таких «разовых» продавцов, нет в нем такого пункта. Ну, сделайте какую-нибудь отдельную площадку для них, проявите инициативу. Выделили же, например, несколько лет назад места для кубанских сельхозпроизводителей, три ряда — №№ 45,46,47. Об этом знает весь персонал рынка, и в кассе им сразу выдают билеты на эти места. В принципе, я не помню ни одного раза, чтобы все эти «забронированные» места были заняты. Исполнительный директор рынка это подтверждает:
   — Лишь после того, как мы убеждаемся, что никакого дополнительного подвоза с Кубани не будет, мы отдаем эти места другим желающим торговать.
   А куда же подевались с рынка иностранцы, из-за которых, собственно, и разгорелся весь этот рыночный сыр-бор?
   После принятия закона практически все они легализовались. Раньше, действительно, работали втемную. Теперь многие оформились как предприниматели. Но правило строгое — иностранец не может принимать деньги, то есть быть продавцом на рынке. Он может поставлять продукцию, допустим, привозить те же дыни из Средней Азии, но на рынке у него должен быть реализатор из местных. Он также может работать товароведом, рабочим — это пожалуйста. Бывает, что такие предприниматели все же «крутятся» возле рабочего места и следят за своим реализатором. Ну, это их дело, а вот встать за прилавок — ни-ни! В этом плане наведен порядок. Без карточки продавца тоже ни одному человеку место не предоставляется. Разумеется, и в этом случае кто-то может смухлевать: оформить место на одного, а поставить к кассе другого. Но за этим теперь следит администрация и пресекает такие нарушения.
   Бросается в глаза, что местных сельхозпроизводителей все же маловато на рынке. Но отнюдь не из-за того, что их не пускают сюда. Увы, пока само производство не на уровне. Сейчас торгуют местными персиками, сливами, немного овощами. Но удельный вес остается небольшим. Преобладает продукция Кубани, Ставрополья, Ростовской области, ожидается наплыв астраханских бахчевых. Не в этом ли главная причина роста цен на рыночных прилавках города?
   И хотя, по мнению исполнительного директора, эта тенденция прослеживается на рынках других городов тоже, у нас она проявляется заметней в силу курортной специфики. Ужесточение требований к торговле на рынках, конечно, тоже сказалось. Отпал целый сегмент, который насыщали граждане стран СНГ.
   В ЗАО «Маркет» считают, что надо максимально облегчить доступ на рынок сельхозпроизводителя, чтобы «ни один не ушел от нас». Это компенсирует издержки, которые связаны с законом о рынках. Ну, а дальше все войдет в свое русло, люди привыкнут, и цены стабилизируются. Порядок, он еще никогда и никому не вредил.

Виктор ГОЛУБЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT