О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

КУРОРТ XXI ВЕКА

   Сегодня право на жизнь имеют только круглогодичные курорты — считает главный архитектор города Олег ГУСЕВ. И главная задача предолимпийской «реконструкции» Сочи — создать на побережье действительно высококлассный курорт, работающий двенадцать месяцев в году. Цель ясна, понимаема и логически обоснованна. Но чего ждать самим сочинцам от этих преобразований? Каким станет город не как курорт, а как среда нашей жизни? Как будут решаться не только глобальные олимпийские, но и наши, «маленькие» проблемы?

    — Маленьких проблем нет, — утверждает О. Гусев. — Если в квартире нет воды или газа, если человеку негде жить и работать, если он стоит в пробке часами и не хватает школ — это вовсе не маленькие проблемы. Это проблемы городского хозяйства, которое с ними не справляется. До сих пор Сочи не может жить за счет только своих ресурсов: нефтяная вышка у нас только одна — и та в виде макета, градообразующих промышленных предприятий — тоже нет, класс высокооплачиваемых работников практически отсутствует. И все упирается в проблему востребованности и занятости трудовых ресурсов. Все, что имеем, — наш курортный потенциал, так что строительство круглогодичного курорта — единственный путь развития Сочи. К Олимпиаде будет введено в строй порядка сотни тысяч гостиничных мест. Кто будет их обслуживать, кому предстоит здесь работать? Нам, сочинцам. Так что упор делается на развитие курортной составляющей не случайно.
    — Но все курорты знают, что такое сезонность, и Олимпиада эту проблему не снимает.
    — Знают все, но не в таких катастрофических масштабах, как Сочи. Большинство курортных регионов Европы — практически все горнолыжные курорты Австрии, Германии, Франции, развитие и популярность получали через Олимпиады, отстраивались и модернизировались благодаря им. Ведь ни Инсбрук, ни Сараево, ни даже Шамони силами одиночных инвесторов не построили бы те объекты, которые сегодня у них существуют, не сформировали бы ту сеть инженерной инфраструктуры, транспорта, гостиничного бизнеса, если бы не этот толчок.
   И естественно, что для Сочи Олимпийские игры, подготовка к ним решат многие городские проблемы. Когда говорим об олимпийских объектах, прежде всего мы имеем в виду создание базы — спортивной и культурной, которая будет привлекать в Сочи отдыхающих со всего мира. Но почему-то мало говорится о том, что в программе развития города стоимость собственно олимпийских объектов — около 30 млрд рублей. То есть даже не 10 процентов. Остальное — городу. И будут построены не только спортивные сооружения, но и дороги, газопроводы, подстанции и сети, глубоководные выпуски и свалки. То есть то, без чего городу уже сейчас практически невозможно жить, без чего сегодня горничные работают по 3 месяца в году, а 9 находятся «в отпусках без содержания».
    — Понятно, что план преобразования есть, но есть ли генплан, согласно которому город будет отстраиваться? Есть ли общая архитектурная концепция, или пока опираемся на ту, что в виде планшета установлена в Зимнем театре?
   — Конечно, есть. Пока говорить о точной привязке большинства объектов рано, но на данной стадии важно не столько физическое размещение объектов, сколько создание ирригационных систем в Имеретинской долине и на Мзымте.
    — И все-таки хотелось бы услышать именно конкретно: что, где и когда будет построено и реконструировано? Ведь именно это вызывает большинство кривотолков. Уже хотя бы потому, что задевает интересы каждого. К примеру, один из вариантов предполагает сделать улицу Виноградную двухуровневой практически на всем протяжении. Возможно, это самый реальный способ ее разгрузить. Сегодня при доработке концепции это решение сохранено?
   — Фрагментарно — да. Проекты уже разработаны, а развязка «Виноградная — Донская» строится уже сегодня. Через пару лет здесь будет двухуровневый разъезд. Протяженность этого фрагмента — около километра, и он уже позволит в значительной мере снять проблему. Другие развязки, уже проходящие проектную стадию, — на Бытху и в Раздольном. Кроме того, запроектированы четыре больших подземных перехода — два в районе парка «Ривьера», около городской больницы и цирка. Здесь не просто опасные участки: постоянное движение пешеходов сильно тормозит автомобильный поток, что тоже создает пробки.
   — Много предположений по поводу будущего Цветного бульвара и улицы Роз. Что там будет по плану?
   — Реконструкция.
   — Будут построены гостиничные комплексы и офисы?
   — Однозначно там будут строиться жилые кварталы. Но делать в центре города «спальный район» мы не имеем права, то есть элементы офисной инфраструктуры там будут.
   — И это будет очень дорогое жилье?
   — Если я скажу, что нет, это ничего не изменит. Формирование стоимости жилья во многом идет с учетом места расположения. Это нормальный рыночный процесс.
   — Мы не получим много локальных «Чайка Плаза» в стадии вечного котлована?
   — Работы по строительству «Чайки Плаза» возобновлены. Застройщик столкнулся с проблемами подведения сетей и оформлением многоуровневой парковки, но все они решаются.
   — А где будет жилье эконом-класса, которое необходимо хотя бы для того, чтобы переселить людей с мест элитной застройки?
   — Бытха — северный склон, также есть план освоения Мацестинской долины, развития средней Мацесты, Дагомыса, Мамайки.
   — Запланировано ли строительство новых школ и детских садов?
   — Пока предполагается строительство двух новых школ — на Мамайке и Мацесте. Кроме того, многие школы будут капитально отремонтированы, реконструированы и улучшены. По поводу детских садов, настаиваем, чтобы давно обозначенная мировая тенденция, подхваченная Санкт-Петербургом и Москвой, проявилась и в Сочи: детский сад должен идти в комплексе с жилым домом. Это удобно и для родителей: люди, которые обслуживают садик, на глазах, площадки — под присмотром, пищеблоки — под контролем.
   — Население города совсем скоро значительно вырастет. Люди, которые будут заняты на строительстве олимпийских и инфраструктурных объектов в Сочи, будут не только работать и рожать, но и умирать. Что у нас с кладбищем? Прежде всего, с кладбищем на Барановке?
   — Предусмотрено строительство второй очереди.
   — Насколько известно, на месте технической зоны на берегу Сочи планируется строительство крупного торгово-выставочно-развлекательного объекта. Куда в «обновленном Сочи» будет перенесена промышленная зона?
   — Упор делается на освоение территории за объездной дорогой. Формирование здесь территорий складских, промышленных объектов уже идет. Пока объездная не заработала в полную силу, это не так заметно. Но большинство предприятий переместятся туда, что, кстати, отодвинет грузовой транспорт от центра города.
   — Продолжая тему дорог: в свое время было много разговоров о необходимости переноса железнодорожной линии от берега. На какой стадии эта идея сегодня?
   — Политическое решение есть, но проекта — нет.
   — Будет ли построена вторая дорога, соединяющая Сочи с краем?
   — Строительство второй дороги — один из самых емких инвестиционных проектов ФЦП — порядка 60 млрд рублей. Это будут деньги из федерального бюджета, выделяемые концессионно, то есть дорога, возможно, будет платной. На сегодняшний день рассматривается несколько вариантов ее расположения. Единственный вариант, который мы отвергли сразу и напрочь, — через Красную Поляну. Хотя с технической точки зрения — это один из самых простых проектов: выход на Кардывач и далее к Черкесску.
   — Почему бы не так?
   — Потому что, принимая каждый проект, мы думаем, прежде всего, о Сочи. Дорога через Красную Поляну изменит температурный режим, и с горнолыжным курортом можно будет попрощаться. Знаете, почему к приезду оценочной комиссии МОК в Зальцбурге не было снега, как и на большинстве европейских курортов? Экологическая катастрофа. Мы не должны такое допустить. И всегда обязаны думать: как сделать жизнь в городе лучше. Ведь отвечать нам не только перед теми, кто приедет на Олимпиаду в 2014 году.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT