О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЧЕРНОЕ МОРЕ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД

   50-70-е годы прошлого столетия ознаменовались для морского флота страны бурным развитием, и неудивительно, что к середине семидесятых пассажирские перевозки морским транспортом расцвели: Черноморское морское пароходство стало крупнейшим в мире, и только из порта Сочи суда перевозили до 2,3 млн пассажиров в год, а 15 «комет» совершали каботажные пассажирские перевозки от Батуми до Ялты, Керчи и Таганрога.

   Но легендарное Черноморское морское пароходство не пережило потрясений конца прошлого века. Флот был «реализован»: крупнотоннажный пассажирский флот достался Украине, часть оставшихся кораблей переведена под флаги иностранных государств, а иные и вовсе пошли «на иголки». Малый морской «крылатый» флот ждала та же участь: на усеченном российском побережье «кометы» стали нерентабельны, и перевозки сошли на нет. Выйти тогда на международные линии с остатками судов мешал их естественный возраст, который не позволял составить мало-мальски внятную конкуренцию на Средиземноморье. А на популярнейший маршрут Сочи — Трабзон вышли автопаромные суда. Основными путешественниками стали челноки, и крупная вместимость «Аполлонии» оказалась для них как нельзя кстати. Результат известен: к 2000 году на Юге России практически не осталось пассажирского флота…
   Точнее, жизнь теплилась, но, будем надеяться, скромные очаги этой пассажирской жизни в виде прогулочных «Платана», «Акации», «Гагры», «Дагомыса» и «Михаила Светлова» совсем скоро будут вызывать улыбку: мол, было и такое время. Ведь в рекордный по перевозкам 2006 год они приняли на борт всего 82 тысячи пассажиров.
   Уже сегодня понимание необходимости развития пассажирского флота есть и в министерстве транспорта, и в федеральном агентстве морского и речного транспорта, и, что, пожалуй, самое важное, у хозяйствующих субъектов портов. Самым наглядным доказательством этого взаимопонимания служит планируемый 31 заход круизеров в порт Сочи в этом году, при том, что всего 5 лет назад только 7 круизных лайнеров «отваживались» причалить к нашим берегам.
   Простой смелостью капитанов или особыми талантами менеджеров, приглашающих в нашу гавань крупные суда, этот рост не объяснить. Все гораздо прозаичнее: отремонтированы оградительные молы и причалы порта, возобновлено ремонтное черпание акватории, приведены в соответствие с международными нормами средства навигационного обеспечения, усилена охрана судов, в конце концов, отреставрирован морской вокзал города. Правда, на его великолепные галереи и в залы, где, по идее, должны экспонироваться картины сочинского художественного музея, по-прежнему не попасть ни сочинцу, ни отдыхающему, ни сошедшему с круизного судна пассажиру: замки, решетки, посадка и высадка через международный терминал…
   Экономически заход судов в порт Сочи тоже стал привлекателен. Не дожидаясь, пока в районе Сочи появятся действующие районы свободных экономических зон, администрация морского порта Новороссийска и, соответственно, наш, сочинский филиал этого федерального государственного учреждения ввели специальные ставки портовых сборов с понижающим коэффициентом. Больше заходов в Сочи — ниже цена. К тому же в 2003 году тогда еще «слабый» Сочинский морской торговый порт приняли в Ассоциацию международных круизных портов, что не только напомнило круизерам о таком порте как сочинский, но и позволило еще снизить ставки портовых сборов для членов ассоциации.
   Новинкой этого года стало возобновление «Черноморского круиза» — лайнер «Южная пальмира» этим летом совершит три рейса по Черноморскому золотому кольцу: Одесса — Ялта — Сочи — Стамбул — Одесса. Необходимое уточнение: оформить этот тур в Сочи можно только через посредников, работающих с украинскими портами. Билеты в кассах морского порта Сочи не оформляются, и начать путешествие непосредственно из Сочи удастся не всем.
   Но не круизом единым жив пассажирский флот. Уже курсируют по линии Анапа — Новороссийск — Геленджик — Сочи суда на подводных крыльях. Скоро они будут заходить и в Туапсе. Правда, надо признать, что даже с учетом поддержки восстановления скоростного морского движения и заявленной «социальной значимости» билет до Новороссийска стоит 1700 рублей. И регулярными эти рейсы не назовешь: в день предполагаемого путешествия стоит с утра уточнять, пойдет ли «Колхида» вдоль берегов сегодня. Но прогресс-то налицо!
   Самым ожидаемым сочинцами типом морских пассажирских перевозок можно признать судоходство «прибрежного плавания». В современных условиях пустить хотя бы «Невки», столь популярные у курортников и сочинцев до конца восьмидесятых годов прошлого века, вдоль сочинского побережья привлекательно но… невозможно. Дело в том, что инфраструктура берегового обеспечения флота практически полностью разрушена. Восстановить ее на средства «пользователей»-судовладельцев — не получится за неимением этих самых судовладельцев. А их нет, в свою очередь, по причине отсутствия мест базирования. Впрочем, выход из этого круга найден: ФГУП «Росморпорт» и частные инвесторы нашли возможность начать реконструкцию портопунктов Адлера и Лоо. Кстати, в Геленджике уже восстановлены 4 причала.
   Восстановление утраченных портопунктов и причалов назрело и для тех, кто вряд ли будет совершать морские мини-путешествия в морских трамвайчиках. Достаточно заглянуть в акваторию порта или яхт-клуба, чтобы убедиться — число пришвартованных яхт давно «перегрузило» имеющиеся марины. Более того, не поддающееся учету количество яхт россиян стоит на противоположном берегу — в Турции по двум причинам: в районе Сочи им якорь бросить негде, да и стоянка у берегов турецких гораздо дешевле. Но пока проект реконструкции порта Сочи, предусматривающий создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок, — в стадии концепции и обоснования инвестиций. Разработчики рассчитывают, что инвесторы и государство найдут на эти цели почти 10 млрд рублей. В планах — строительство, по сути, новой акватории, способной принимать круизные суда без ограничения их размеров, а заодно перепрофилирование и оборудование имеющегося морского богатства в крупнейший яхтенный порт региона.

Софья ИВАНОВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT