О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Не безнадежно?

   Если маршрутки из Дагомыса в Сочи пассажиры берут штурмом, если на остановке на Виноградной вялотекущую пробку наблюдает целая толпа, если с Донской в центр города приходится ехать, живописно выставив нижнюю часть туловища в… боковое стекло, если в городском автобусе давка, значит в Сочи наступает «сезон». А с ним и традиционные проблемы с общественными перевозками.

   Сочинские пассажирские перевозки «уборки» требуют давно. Но на пороге сезона-2007 здесь снова каждый играет по своим правилам: единых правил предоставления перевозчикам маршрутов нет, правил перевозки — законодательной базы, собственно, нет, а паспорта маршрутов в автотранспортных предприятиях зачастую имеют вид двух ничего не означающих листочков. Нет контроля, нет гарантии перевозок, нет соблюдения интересов горожан. Самое чудное в этой ситуации — стабильность. Преддверие прошлого и позапрошлого сезонов прошло c теми же жалобами автотранспортников. И минимум, последнюю пятилетку перевозчики грозят окончательным и бесповоротным коллапсом: то в связи с необходимостью повысить цены на билеты, то с подорожанием проезда в маршрутных такси, то с целью добиться дотаций из бюджета или, что не менее дико, оплаты услуг по перевозке льготных категорий населения.
   По регулярно озвучиваемым данным, которые подтверждают и в управлении транспорта и связи администрации Сочи, на грани банкротства находятся пассажирские автотранспортные предприятия № 2, 3 и 6. В остальных ПАТП легче, но ненамного.
   Не далее как в прошлом году им было предложено дотировать «автобусную часть» своих перевозок за счет доходов от деятельности маршрутных такси. Собственно, многие из ПАТП за счет «Газелей» и выжили. Маршрутные такси сыграли свою роль в тот момент, когда все налаженные автотранспортные связи развалились, обанкротились предприятия. Их историческая роль была в том, что население получило хоть в таком виде услугу по перевозке. И необходимо признать, что маршрутные такси в городе Сочи — транспорт во многом удобный: остановки — по требованию, частота и регулярность появления микроавтобусов хотя бы на ключевых транспортных развязках ставят их вне конкуренции в сравнении с крайне редко и очень уж медленно ходящим по пробкам автобусом.
   Но на этом пути отчетливо показалась стена. Ежедневно на дороги города выходят в рейс не менее 1200 маршрутных такси. Это только легальных! По мнению бывшего начальника управления транспорта Н. Петрищевой, еще почти столько же «Газелей» скачет левым порядком (это данные на начало лета прошлого года). И эти две тысячи юрких, но не таких уж маленьких автомобилей тоже вносят свой железный вклад в наши сочинские пробки. Но без них нам никуда не деться. Несмотря на отчеты и перспективы с потугами на оптимизм, имеющийся на сегодняшний день автобусный парк Большого Сочи и на треть не покрывает реальную потребность в перевозках. К примеру, в один из недавних дней были сорваны перевозки по маршруту № 26. Причина дика: сломался автобус. В таких критических ситуациях (такова практика в нашем городе) на маршрут любого ПАТП ставят автобусы муниципального «Сочиавтотранса». Но его возможности тоже не резиновые и при всем административном ресурсе не закроют все дыры автотранспортной сети города. А дыры имеют размер и аппетит космических черных. Нам не хватает около 200 автобусов большой и средней вместимости. Для ужасающего сравнения: сегодня работает 186 автобусов…
   Новый руководитель транспортного управления Д. Носков решение проблем видит в привлечении инвестиций. Это логично и по-рыночному. Правда, чтобы инвестору было интересно покупать новые автобусы и ставить их на городские маршруты, его необходимо заинтересовать прежде всего экономическими перспективами. А для этого был начат процесс… пересмотра действующих тарифов. Точнее, не пересмотра цен на билеты, а экономического обоснования тарифов. Сегодня автотранспортные предприятия подают свое видение экономических обоснований стоимости наших перевозок. Сразу скажу, цифры ммм… не радующие. Хотя, возможно, экономистов они не пугают.
   — Существующий в городе тариф в 5 рублей занижен в разы. Это всем ясно. И это подрывает экономику автотранспортных предприятий, — говорит Д. Носков. — Но одновременно с этим мы понимаем, что есть определенные незащищенные слои населения, и у нас таких людей более 60 тысяч. Поэтому необходимо сделать так, чтобы экономически обоснованный тариф коснулся только тех, кто способен его оплачивать. ловом, экономическое благополучие граждан России и Сочи имеет столько нюансов, что многие, кому льготы не светят ни по каким из законом оговоренных причин, когда-нибудь еще вспомнят «дешевые» маршрутки.
   Что касается транспортников, то если прошлый сезон они встречали ожиданием конкурсного распределения маршрутов, то это лето будет без конкурса. Точнее, сейчас идет лишь разработка положения о конкурсе, т.е. необходимой законодательной базы. Лоты конкурса будут сформированы по принципу экономической эффективности: в них будут и «лакомые» маршруты, и откровенно провальные с коммерческой точки зрения, но социально важные. Беда лишь в том, что с настойчивостью дежа-вю слова о необходимости сделать рынок пассажирских автоперевозок прозрачным, возобновить работу единой городской диспетчерской службы, разработать маршрутную сеть повторяют все руководители транспортной отрасли нашего города ежегодно. То, что к середине мая-2007 была наконец-то готова схема маршрутов, преподносится как победа. А о работе над проблемой рапортовали год назад.
   На этом фоне радует уже хотя бы то, что в текущих планах нет перспектив «изучения пассажиропотока», запомнившегося сочинцам как эксперимент над людьми.
   Конкурс распределения маршрутов запланирован на окончание июля — начало августа. Но собственно реализация программы нашей пересадки в автобусы начнет действовать в полную силу, скорее всего, к октябрю. Как утверждают в транспортном управлении, в сам курортный сезон это гнездо проблем ворошить не будут. Окончательных сроков программа не имеет: как инвестор привлечется.
   И последнее. Планы на сезон по перевозке пассажиров отличаются особой осторожностью и размытостью. «Главное — обеспечить пассажиров услугой, — считает Д. Носков. — Причем необходимо исправлять мировоззрение перевозчиков, они должны понимать, что такое услуга, что такое качество». Ситуацию сегодняшнего дня в пассажирском автотранспорте новый руководитель характеризует как «тяжелую, но не безнадежную».

Софья ИВАНОВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT