О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
№22(228)   (31.05-6.06).2007   ТИРАЖ 106 500

НЕ ЗА ГРОШ В БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ

   ЦЕНЫ НА СОЧИНСКИХ ЯРМАРКАХ КУБАНСКОЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ДОГОНЯЮТ РЫНОЧНЫЕ. ПОЧЕМУ?

   "За морем и телушка - полушка, да рубль перевоз" - эта народная поговорка все чаще упоминается продавцами на сочинских рынках с началом курортного сезона. Все потому, что не только отдыхающие из средней полосы России, но и, что удивительно, сибиряки и уральцы с нескрываемым удивлением смотрят на ценники фруктов и овощей самого популярного города житницы всей страны - Кубани. "Почему у вас на юге такие же цены на природные витамины, как и у нас в Красноярске?.." И в ответ слышат упомянутую выше поговорку.
   Местный покупатель со временем смирился с экзотическим буйством цен, но такова уж психология человека, что он все равно будет искать компромисс с законами рынка. Народ помаленьку учится торговаться с продавцами, хотя в этом умении мы явно уступаем въедливым покупателям с Ближнего Востока и Средней Азии, платящим продавцам в конечном счете цену намного меньшую, чем предложенная поначалу другой стороной.
   Дальше. Львиная доля сельхозпродукции на сочинских рынках - привозная: Кубань, Турция, Египет, Аргентина, Марокко… Даже самые смелые оптимисты вклад сочинских производителей овощей и фруктов в торговлю оценивают не более чем в 10 процентов. Пессимисты же от обиды вообще не дают более одного-двух процентов, но пусть их рассудит золотая середина: пять процентов. Воздержимся от менторства и нравоучительных рекомендаций по подъему сельского хозяйства и решению продовольственной программы в отдельно взятом городе Сочи. Эта проблема более чем серьезная, с глубокими корнями и разносторонними интересами.
   Хотя есть факты очевидные. Конечно, цена на продукцию, как известно, зависит от себестоимости всех затрат, вложенных в ее производство. Хозяева фермерских и личных подсобных хозяйств только-только начинают понимать, что в банках можно выгодно взять долгосрочную ссуду или кредит на приобретение скота, закупку транспорта и малой сельхозтехники и т.д. и т.п. Будет меньше расходов, снизится отпускная цена на продукцию, увеличится ассортимент. А пока… На полпути к этому будущему "изобилию" и с целью способствовать облегчению покупательской способности населения и гостей курорта администрация города в октябре 2005 года приняла постановление об организации и упорядочении работы ярмарок по реализации сельхозпродукции товаропроизводителей Кубани и Сочи.
   Для этого поначалу было выделено 16 площадок по всему городу (сейчас их больше), и работать они должны были по выходным дням. Казалось бы, при должной организации работы таких ярмарок обоюдная выгода сторонам гарантирована. Ответственным за общую организацию назначили МУП "Сочипродснаб", кроме того, за встречу и размещение гостей отвечали одни, за стоянку и сохранность автотранспорта - другие, за качество продукции - третьи, за обеспечение электроэнергией - четвертые, за санитарную уборку - пятые и т.д. На деле же оказалось, что организаторы ярмарок ограничились в основном выделением собственно площадок, а надлежащие условия для торговли - дело, мол, второстепенное. И напрасно. Вскоре в редакцию нашей газеты пришло коллективное письмо жильцов с улицы Абрикосовой, возмущенных беспорядком на соседней ярмарке. Они жаловались на круглосуточный бедлам под окнами по выходным, несанкционированное подключение торговцев к электропитанию их домов, отсутствие биотуалетов на ярмарке и повсеместную антисанитарию.
   Вскоре аналогичное письмо поступило от жителей с улицы Ялтинской из Хосты с такими же претензиями. Но чувствовалось, что люди в принципе не против благой идеи устройства ярмарок, только не в таком виде и… не с такими ценами.
   Что же случилось с ценами? Ведь их демократичность и лежала в основе идеи выездных ярмарок кубанской сельхозпродукции! Из-за ненадлежащего контроля со стороны "Сочипродснаба" ярмарки вскоре начали превращаться в "базар", со своими "организаторами и кураторами", ассортиментом продукции и, главное, ценами на нее. В торговых рядах, кроме фруктов и овощей, вскоре появились кастрюли и тазики, калоши и носки, подушки, стулья и прочая разномастная утварь. А что - плати 300 рублей в сутки за место (без всякой квитанции) и торгуй чем хочешь!
   С каждыми выходными среди продавцов все меньше оказывалось кубанских производителей и все больше "наших", но что странно, цены у тех и других начали выравниваться, причем в большую сторону - "нашенскую". Этот парадокс объясняется просто: кубанцы с неохотой начали относиться к предложениям ездить за тридевять земель, ночевать в выходные в кабинах и кузовах машин, без возможности не то что помыться, но даже руки ополоснуть. И они все охотней начали оптом сдавать свою дешевую сельхозпродукцию шустрым перекупщикам.
   А сегодня даже подросток может объяснить основополагающие принципы рыночной торговли: чем больше звеньев в цепочке от производителя продукции до покупателя, тем выше на нее цена. Каждое звено должно сорвать свой законный процент. Который на финишной стадии оплачивает кто? Правильно, покупатель.
   И что же покупатели получили в итоге? А то, что ярмарочные цены на самую востребованную продукцию вначале сравнялись с ценами на стационарных рынках города, а сейчас уже имеют тенденцию обставить цены на центральном рынке. Достаточно было одной обзорной экскурсии по нескольким ярмаркам в выходные дни, чтобы в этом убедиться. Вот несколько усредненных сравнений с небольшими погрешностями, сделанные за один день. Центральный рынок: картофель (прошлогодний) - 15-18 р., молодой -40 р., лук - 20-25 р., морковь - 30-40 р., капуста -17-18 р., свекла - 25 р., помидоры - 50-60 р., огурцы - 50-60 р., черешня - 150-180 р., клубника - 120-140 р., яблоки 40-45 р., зелень (пучок) - 5 р.
   Ярмарки "кубанской" сельхозпродукции (ул. Абрикосовая, ул. Бытха, ул. Ялтинская): картофель прошлогодний - 15-20 р., молодой - 35-40 р., лук -20-25 р., морковь - 35 р., помидоры - 50-60 р., огурцы - 50-60 р., капуста - 16-18 р., свекла - 25 р., черешня - 150-170 р., клубника - 120-150 р., яблоки - 40-50 р., зелень (пучок) - 5-7 р.
   Имейте в виду, что цены меняются буквально ежедневно. Несколько интересных наблюдений. Где-нибудь у подземного перехода или в переулке у местной хозяйки клубнику можно купить по 80 рублей за кило. Пучок любой кубанской зелени по цене 5 рублей после деления на три перекупщики превращают в три пучка по пять рублей, но уже за каждый! Навар - 200 процентов! А перекупщики картошки (мешочек 6 кг) даже не объясняют, что эта картошка - египетская, а потому и мешочек стоит 150 рублей. Неужели берега Нила унавожены обильнее, чем кубанский чернозем? Нет, просто "за морем и телушка полушка, да рубль перевоз"!
   Таким образом, в силу многих причин, и прежде всего слабой организации выездной торговли, бесконтрольности принимающей стороны, ярмарки некогда дешевой сельхозпродукции на глазах превращаются в обычные рынки с привычно высокими ценами. Ради справедливости отметим, что местные продавцы заморские цены на овощи и фрукты оправдывают тем, что летом на них огромный спрос. А есть спрос - получите предложение. Не хочешь - отойди от прилавка. И тем еще оправдываются, что торговля у нас идет 3-4 месяца в году. Для сравнения скажем, что на курортах Кавминвод круглый год цены на такую же продукцию в полтора-два раза ниже, чем в Сочи. Понятно, там же курорт практически круглогодичный.


2013 год
5 12 19 26 - декабрь
5 12 19 26 - ноябрь
310172431 октябрь
5 12 1926- сентябрь
1 8 15 22 29 август
4 11 18 25 - июль
6 13 20 27 - июнь
2 9 16 23 30 май
4 11 18 25 - апрель
7 14 21 28 - март
7 14 21 28 - февраль
31017 24 31 январь
2012 год
6 13 20 27 - декабрь
1 8 15 22 29 ноябрь
4 11 18 25 - октябрь
6 13 20 27 - сентябрь
2 9 16 23 30 август
3 10 17 24 - июль
7 14 21 28 - июнь
3 10 17 24 31 май
5 12 19 26 - апрель
1 8 15 22 29 март
2 9 16 23 - февраль
411 18 25 - январь
2011 год
1 8 15 22 29 декабрь
31017 24 - ноябрь
6 13 20 27 - октябрь
1 8 15 22 29 сентябрь
4 11 18 25 - август
7 14 21 28 - июль
2 9 16 23 30 июнь
5 12 19 26 - май
7 14 21 28 - апрель
3 10 17 24 31 март
3 10 17 24 - февраль
13 20 27 6- январь
2010 год
2 9 16 23 30 декабрь
4 11 18 25 - ноябрь
7 14 21 28 - октябрь
2 9 16 23 30 сентябрь
5 12 19 26 - август
1 8 15 2229 июль
3 10 17 24 - июнь
6 12 19 26 - май
1 8 15 22 29 апрель
4 11 18 25 - март
4 11 18 25 - февраль
7 14 21 28 - январь
2009 год
3 10 17 24 - декабрь
5 12 19 26 - ноябрь
1 8 15 29 - октябрь
3 10 17 25 - сентябрь
6 13 20 27 - август
2 9 16 23 30 июль
4 11 18 25 - июнь
7 14 21 28 - май
2 9 16 23 30 апрель
5 12 19 26 - март
5 12 19 26 - февраль
18 15 22 29 январь
2008 год
4 11 18 25 - декабрь
6 13 20 27 - ноябрь
2 9 16 23 30 октябрь
4 11 18 25 - сентябрь
7 14 21 28 - август
3 10 17 24 31 июль
5 12 19 26 - июнь
1 8 15 22 29 май
3 10 17 24 - апрель
6 13 20 27 - март
7 14 21 28 - февраль
310 17 24 31 январь
2007 год
6 13 20 27 - декабрь
1 8 15 22 29 ноябрь
4 11 18 25 - октябрь
6 13 20 27 - сентябрь
2 9 16 23 30 август
5 12 19 26 - июль
7 14 21 28 - июнь
3 10 17 24 31 май
5 12 19 26 - апрель
1 8 15 22 29 март
1815 22 - февраль

   Если вы хотите поделиться с нами мнением на волнующую вас тему - пишите

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© SHAFT